Работа со строковыми переменными
Работа с символьными переменными
END.
TextMode(3)
BEGIN
Управление клавиатурой
KeyPressed; - возвращает значение True (тип Boolean) - если была нажата любая клавиша (кроме Ctrl, Alt, NumLock и т. п. ), иначе - False.
ReadKey; - возвращает символ нажатой клавиши (тип Char).
Repeat Writeln('Нажмите скорее любую клавишу') until KeyPressed;
Repeat Writeln('Нажмите клавишу "А"'); c:=ReadKey until c='А';
Для очистки буфера клавиатуры применяются операторы:
While KeyPressed Do c:=ReadKey;
Фрагмент 3.
Приведем пример программы, выводящей на экран в различных текстовых режимах надпись в виде ступеньки с заданным шагом "dx" по оси "х", в каждой строке "у" , начиная с позиции (1, 1).
PROGRAM FAM;
Uses CRT;
var N : word; f, dx, x, y, i, j, xm, ym : byte;
for i:=0 to 9 do begin{режимы работы монитора }
if i<4 then N:=i else N:=256+i-4; if i=9 then N:=7;
textMode(N);
xm:=lo(WindMax)+1; ym:=hi(WindMax)+1;
write('xm=',xm, '_ym=',ym, '_N=',N, '_Нажмите Enter');readln;
TextBackGround(1);clrscr;TextColor(14);x:=1;
f:=8; dx:=3; { f - длина фамилии + курсор, dx - приращение отступа}
for j:=1 to ym-1 do begin y:=j;
if (xm-x-f)<0 then x:=1;{ контроль выхода надписи за экран }
gotoXY(x, y); write('ФАМИЛИЯ'); x:= x + dx; end;
Writeln; write('Нажмите Enter'); readln end;
Фрагмент 4. Пример операторов для создания окон.
При регулярном размещении нескольких рядов одинаковых окон на экране можно использовать двойной цикл для раздельного изменения номера строки и столбца:
textmode(258);xm:=lo(windmax);ym:=hi(windmax);{размеры экрана}
Nx:= 4; Ny:= 4;{ Nx, Ny - число окон }
hx:= xm div Nx; hy:= ym div Ny; {hx, hy - размер окна по X и по Y}
for i:= 0 to Nx-1 do{ чередование столбцов }
for j:= 0 to Ny-1 do begin{ наращивание строк }
x1:= 1+hx*i; x2:=x1+hx-1;
y1:= 1+hy*j; y2:=y1+hy-1;
window(x1, y1, x2, y2); TextBackGroung(i+j); ClrScr;
end;
Repeat c:=readKey; Write(c) until c=#13;
здесь "с" - переменная типа Char,
#13 - код клавиши Enter
#32 - SpaceBar
#27 - Esc
Для запоминания вводимых символов можно использовать операторы:
i:=0; repeat i:=i+1; ch[i]:=readKey; write(ch[i]) until ch[i]=#13;
Здесь ch[i] - элемент массива ch типа Char.
DelLine; InsLine;
Delay(M);
Фрагмент 5. Пример операторов, прокручивающих текст в окне.
Window(5,5,30,9);TextBackGround(1);Clrscr; TextColor(14);
repeat delay(500); GotoXY(1, 5);
write('Всем большой привет !');
gotoXY(1, 1);
for k:=1 to 5 do begin{ прокрутка вверх }
delay(300); delLine end
until keyPressed ;
Для вывода на экран символа по номеру его кода можно использовать операторы:
C:= chr(N); write(C);
где N - номер кода символа (тип Byte),
chr - функция преобразования целого типа в символьный.
s1:='Hello!'
s2:='Привет!'
s3:=s1+'_'+s2; присвоится значение: "Hello! Привет!".
s1[1]:='H' , s1[2]:='e'; и т. д. (см. 5.1)
L:=Ord(s1[0]);
L:=Length(s1);
Copy(S,L1,L2);.
где L1 - номер индекса первого копируемого символа,
L2 - число копируемых символов.
Sc:=Copy(s1,1,5); примет значение "Hello".
Delete(S,L1,L2);
где L1 -номер индекса первого удаляемого символа,
L2 - число удаляемых символов.
Delete(s1,6,1); переменная "s1" примет значение "Hello".
Insert(Si, S, L1);здесь переменные L1, L2 - типа Integer.