Результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения.
Принять решение и задокументировать оценку;
Обсудить оценку с работником;
Обязать определенных лиц производить оценку персонала;
Определить когда, как часто и кому проводить оценку;
Установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии их оценки;
2. Методы и уровни оценки персонала
Существует множество методов оценки персонала. Их можно разделить по субъектам оценки(кто проводит оценку): индивидуальные, групповые, экспертные. Сюда же относят и самооценку сотрудника.
Оценку персонала можно также классифицировать по предмету и объекту оценки(что и кто подлежит оценке): личностные характеристики, результаты труда, процесс труда и т.д.
По средствам представления информации о предмете оценкивыделяют вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические), комбинированные. Типичный пример вербального представления результатов оценки - это письменная характеристика сотрудника.
Методы оценки можно разделить на 2 большие группы:
1) формализованные (например, анкетирование, тестирование);
2) неформализованные (собеседование, групповая дискуссия, наблюдение).
Наиболее эффективными большинство специалистов по управлению персоналом считают формализованные методы оценки.Их особенности:
- они основаны на использовании заранее определенных, фиксированных сторон объекта оценки. Это может быть установленный перечень личностных или профессиональных качеств человека, различных сторон процесса труда, отношений в коллективе, результатов труда и т.д.
- для них используются цифровые или графические средства (баллы, шкалы оценок). Наиболее распространенные шкалы: от 1 до 5; от 1 до 10; от 1 до 100 баллов.
- эти методы дают возможность сравнения результатов, проследить динамику изменения результатов оценки во времени, использовать компьютерные средства.
Кроме того, специалисты выделяют 3 основных уровня оценки:
Уровень оценки | Периодичность | Методы оценки | Возможности использования |
1.Повседневная оценка профессиональной деятельности | 1 раз в день или 1 раз в неделю | Анкетирование по фактическим действиям. Обсуждение | Обратная связь с сотрудником с целью модификации его поведения. |
2.Периодическая оценка исполнения обязанностей | 1 раз в 6 мес., 1 раз в год | Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда. Интервью. Обсуждение. | Подведение итогов работы за прошедший период и разработка целей на следующий аттестационный период |
3. Оценка потенциала | Разовая, проводится по мере необходимости | Психологическое тестирование. Центры оценки потенциала | Построение кадрового прогноза, планирование карьеры, формирование резерва руководителей |
Одной из наиболее распространенных систем оценки персонала является система периодической аттестации персонала.