Бизнес – процессы

С современных рыночных позиций все процессы, необходимые для получения конечных результатов деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. Совокупность всех бизнес-процессов организации обеспечивает её бизнес, т.е. деятельность, приносящую доход.

Все бизнес-процессы по степени их влияния на получение добавленной ценности могут быть подразделены на следующие виды:

- базовые (основные) процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг;

- обеспечивающие процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов;

- процессы менеджмента, результатом которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов.

Базовые процессы образуют фундамент для формирования ценности продукции и определяют выходные результаты деятельности организации. Эти процессы стратегически важны для успешного бизнеса организации и прямым образом влияют на удовлетворение потребителей. Базовые процессы непосредственно связаны с физическим созданием продукции, её доставкой, а также с послепродажным сервисом.

Обеспечивающие (иногда их называют эти процессы добавляют ценность продукции, некоторые из них могут быть также значимы, как и базовые процессы, когда их выполнение стратегически важно для целей бизнеса организации. Наиболее типичными из них являются: изучение спроса (потребностей) и ожиданий потребителей; закупки; хранение, обслуживание продукции; менеджмент персонала; менеджмент финансов и другие.

Наиболее мобильными, постоянно адаптирующимися к изменяющимся условиям бизнеса являются процессы менеджмента, призванные обеспечивать постановку и реализацию целей и задач организации, а также взаимосвязь и оптимизацию всех бизнес-процессов.

Каждый бизнес-процесс может состоять из ряда подпроцессов (субпроцессов) различной степени сложности, которые в свою очередь могут дробиться на процессы более низкого уровня, вплоть до индивидуальной деятельности.