Понятие и система законодательства о труде

Источники трудового права

Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие условия труда наемных работников, называются источниками ТП, а их совокупность – трудовым законодательством.

Система законодательства о труде включает:

1. Федеральные законы, конституционные и обычные текущие законы (Конституция, Основы законодательства об охране труда, КЗоТ – свод минимальных стандартов в сфере труда, Закон "О занятости", "Коллективных договорах и соглашениях).

2. Ратифицированные государством международно-правовые акты о труде – договоры и конвенции Международной Органи­зации Труда (МОТ). На сегодняшний день МОТ приняла 75 конвенций. Наша страна ратифицировала лишь 50 конвенций, а действуют сейчас только 44.

3. Нормативные указы Президента, которые обычно предусматривают дополнительные меры по защите прав граждан.

4. Постановления Правительства РФ, которые принимаются по самым разнообразным вопросам.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти, т.н. ведомственные акты, которые могут носить внутриведомственный характер, так и межведомственный характер (Постановления Министерства Труда и социального развития, Министерства финансов и экономики РФ).

6. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ – трудовое законодательство находится в совместном ведении субъектов и РФ (как правило, предусматривают дополнительные льготы для работников).

7. Акты органов местного самоуправления, которые за счет собственных средств устанавливают трудовые нормы.

8. Соглашения по социально-трудовым вопросам. Это правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемые на уровне Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии, территории. Они являются источниками ТП в той части, в которой предусматривают тр-пр положения.

9. Коллективные договоры и другие локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно в организации и действую­щие в отношении работников данной организации (Уставы, Правила внутреннего трудового распорядка, положение об оп­лате труда, премировании и др.).

10. Акты бывшего Союза в части, не противоречащей Конституции, законодательству РФ (ст. 4).

11. Нормы ТП могут содержаться в нормативных актах, относящихся в целом к другим отраслям права.

Коллизии в нормативных актах разрешаются следующим образом:

– между законами и подзаконными актами – в пользу закона. Подзаконные акты не могут противоречить закону.

– между российским законодательством и международно-правовыми актами, ратифицированными государством – в пользу российского законодательства, если им установлены более благоприятные условия труда.

– между федеральными актами и актами субъектов РФ – в пользу федеральных актов, т.к. трудовое законодательство находится в совместном ведении.

– между актами одного и того же органа, изданным в разное время в пользу последнего, но по проекту Закона "О внесении изменений и дополнений к КЗоТ" все остальные нормативные акты не могут противоречить КЗоТ.

Действие законодательных и иных нормативных актов во времени. акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты Правительства и Президента – по истечении 7 дней со дня опубликования, если не установлен иной порядок вступления их в силу. Срок опубликования для федеральных законов – 7 дней после подписания Президентом. Акты Президента и Правительства – 10 дней. Ведомственные акты – 10 дней со дня их реги­страции в МинЮсте. Ведомственные акты, не зарегистрированные или зарегистрированные, но не опубликованные применяться не могут.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

1. Наличие нормативных соглашений, регламентирующих социально-трудовые отношения.

2. Наличие локальных нормативных актов.

3. Наличие актов, исходящих от функционального, а не отраслевого органа управления – Министерства Труда и социального развития, его акты обязательны для всех.

4. Деление нормативных актов на общие и специальные. Общие регулируют трудовые отношения всех работников независимо от того, где применяется их труд (КЗоТ). Специальные – приспосабливают действие общих норм к отдельным категориям работников:

– в зависимости от формы собственности;

– в зависимости от природно-климатических условий работы;

– в зависимости от особого правового режима местности;

– от отрасли хозяйства;

– от характера трудовой связи работника с работодателем;

– от условий работы (тяжелые, вредные);

– от субъекта трудовых отношений.

Специальные нормы делятся на:

1. Нормы-дополнения, устанавливающие дополнительные льготы или преимущества либо дополнительную ответственность. Такие нормы не отменяют действие общих норм, а действуют вместе с ними.

2. Нормы-изъятия, исключающие действие общих норм.

3. Нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы применительно к условиям труда (на транспорте, связи, с/х).

Круг возможных специальных норм предусмотрен ст. 250-255 КЗоТ.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

– децентрализация правового регулирования труда, расширяется сфера договорного регулирования труда;

– расширение сферы действий ТП, распространение действия его норм независимо от субъекта;

– усиление защитного механизма ТП.