ПРЕДЕЛЫ ДОПУТИМОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

1. Невозможно определить, как будут вести себя люди за пределами лабораторных условий (чистота эксперимента – не самое удачное решение для социологии, так людей интересует реальное поведение). Люди осознают искусственность ситуации и это влияет на их поведение (нет личной причастности к ситуации).

2. Лабораторные группы, как правило однородны по своему составу (нерепрезентативны).

3. Вмешательство в личную жизнь человека может менять его самооценку, негативно отражаться на его жизни (этическая проблема). Пример: тот же тюремный эксперимент – моральная травма.

Биографический метод. Это основной источник детальных и мотивированных описаний “истории” отдельной личности. Убедительное освещение “с точки зрения деятеля” здесь получают социальные связи и мотивы действий. Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.п.) либо материалы интервью и бесед.

В социологии биографический метод чаще всего использовался для изучения социальных меньшинств - тех групп, которые плохо поддаются пространственной и временной локализации (поэтому менее доступны для масштабных выборочных обследований).

В 1920-1940-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е гг чикагский социолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как “историю случая”.

Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдений и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к “анализу случая”. Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда группы - организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т.п.

В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения “самого случая” (в медицине: субъективный анамнез). Как и метод включенного наблюдения, биографический метод имеет “этнографические” корни. Культурные антропологи и историки часто опирались (и опираются) на “устные истории” или дневниковые записи, мемуары. Значительный вклад в несли в развитие биографического метода журналистики и мемуаристика.

Первой собственно социологической работой, “узаконившей” использование личных документов, писем, автобиографий в анализе социальных процессов, стала опубликованная в 1918-1920 гг. книга Томаса и Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке”. Один из томов этой книги составила автобиография польского эмигранта Владека, описавшего свой путь из провинциального Копина в Чикаго. Этот путь содержал в себе и учебу в деревенской школе, и работу помощником в лавке, и выезд в Германию в поисках заработка, предшествовавшие эмиграции в США.

Томас и Знанецкий полагали, что социальную реальность надо рассматривать как результат взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности. Поэтому изучение сознания -необходимое условие анализа социального мира. Они также думали, что изучение “историй жизни” позволит сделать более широкие обобщения, касающиеся социальных групп, субкультур, классов.