Природа постмодерна

В таблице показаны сравнительные характеристики модерна и постмодерна как двух социокультурных эпох (Friedman J. Post-modernism).

 

Модерн Постмодерн
научное познание мудрость (культурное постижение)
большая теория замкнутые смысловые констелляции
универсализм партикуляризм
символическая значимость симулакры
связность (согласованность) коллаж, пастиш
цельность (холизм) фрагментарность
история истории
рациональное эго либидозное я
интеллектуальность чувственность

 

Попытаемся теперь подвести итог и сформулировать более или менее целостное и более или менее приемлемое понимание постмодерна. Прежде всего, надо однозначно выяснить, что понимать под словом постмодерн: состояние мира, грубо говоря, или стиль мышления Это не простой вопрос. С одной стороны, совершенно ясно, что мир, в котором мы живем, пронизан именно чертами модерна: повсеместная бюрократизация, господство экономического и технологического принципа принятия решений, технизация повседневной жизни, наконец, достаточно тяжелый и достаточно примитивный, без всяких технологических "симулякров" повседневный труд, обусловленный "фатальной" потребностью выживания и т.п. Разделение объекта и субъекта в таких условиях не вызывает сомнений: объект имеет четкий профиль как объект удовлетворения моих потребностей. Если мир, в основном, именно таков, то постмодерн может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить интеллектуальные слои, да и то не повсюду, а в основном в развитых странах Запада.

В таком случае постмодерн - это особенность когнитивного стиля "разлагающихся" высших слоев общества эпохи позднего капитализма. А вся эта борьба с "метанарративами" может интерпретироваться в старом добром советском духе как попытка борьбы против истории, с неизбежностью выводящей на чистую воду паразитические слои общества. Попытки такого истолкования постмодерна имеются, и их не так уж мало (хотя, разумеется, все это выражено не так прямо, как в последних нескольких строках).

Но, с другой стороны, сама реальность современного мира демонстрирует те качества, которые в приведенной выше таблице фигурируют под рубрикой постмодерн. Это разные формы "мудрости" или культурного постижения, которые, как бы они ни выглядели смешными в глазах рационалистически воспитанного интеллектуала, пользуются успехом у все более широких кругов населения: от астрологии до мудрости народных магов и "целителей". Это многообразные, более или менее замкнутые эзотерические группы, "выращивающие" собственные институциональные структуры путем социального инсценирования. Это национальные, этнические, правовые, идеологические и прочие, и прочие целостности, обладающие собственными логиками и создающие собственные "истории" (собственные "метанарративы"), цель которых - легитимация их существования и их претензий на место в сообществе других таких же целостностей. Все это вместе и создает "пастиш" или "коллаж" - в общем пестрый, многообразный и противоречивый образ современного мира.

Об этом пишет Дж.Фридмэн: "Можно утверждать, что именем "постмодернизм" обозначается определенный аспект фрагментации глобальной системы. Существует связь между децентрализацией накопления капитала, падением гегемонии Запада, отказом от модернизации как стратегии саморазвития и возникновением полифонии, поликультурализма и автохтонных движений "четвертого мира". Можно провести интересную параллель между разными видами фрагментации: фрагментацией знания на отдельные, не зависимые друг от друга области, распадом эволюционных схем общественных типов на многообразие культур, мыслящихся как несоизмеримые друг с другом, "этнификацией" национальных государств, происходящей вследствие как регионализации, так и иммиграции... Индивидуум в таких условиях также подвергается изменениям, влекущим за собой преобразование правил идентификации и конструирования смыслов". Все эти процессы характеризуют глубину изменений, охвативших социальную, экономическую и культурную сферы глобального сообщества. В этом смысле постмодерн как стиль мышления оказывается соответствующим самой конституции современного мира.