Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

 

Слово «статистика» происходит от латинского «status» - состояние. Изначально термин «статистика» в науку ввел немецкий ученый Готфрид Ахеваль в 1746 году. Но содержание, задачи, предмет изучения статистики понимании Г. Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Прежде чем стать наукой в ее современном понимании, статистика прошла многовековую историю развития.

У истоков статистики стояли две школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители первой описывали параметры государства: территорию, население, климат и пр. Вторые же пытались выявить закономерности и взаимосвязи различных явлений на основе наблюдений.

Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали, применятся уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тысяч лет до н. э. проводился подсчет населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в Средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались, в основном, в военных целях и при обложении налогами. В столь отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработка и анализ, т. Е. зарождение статистики как науки следует отнести только ко второй половине XVII в. Именно в это время профессор физиологии, а права Г. Ахенваль с 1746 г. Начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.

Гораздо ближе к современному пониманию статистика была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы, основателями ее были В. Пети (1623-1687 гг.) и Дж. Граунт (1620-1674 гг.). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновением современной статистики как науки. В. Пети по праву считается создателем экономической статистики.

В первой половине XIX в. Возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796-1874 гг.) – основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822-1911 гг.) и К. Пирсона (1857-1936 гг.); В. Госсета (1876-1937 гг.), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1962 гг.); М. Митчелла (1874-1948 гг.) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.

В развитии российской статистической науки и практики видное место принадлежит И.К. Кириллову (1689-1737 г.), И.Ф. Герману (1755-1815 гг.), Д.Н. Журавскому (1810-1856 гг.), Н.Н. Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914 гг.), Ю.Э. Янсону (1835-1893 гг.), А.А. Чупрову (1874-1926 гг.), В.С. Немчинову (1894-1964 гг.), С.Г. Струмилину (1877-1974 гг.), В.Н. Старовскому (1905-1975 гг.) и др.

Предметом статистики являются массовые социально-экономические явления общества.

Статистика – это самостоятельная общественная наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, исследует закономерности общественного развития в конкретных условиях, места и времени. Статистика изучает статистические закономерности, которые в отличие от динамических проявляются только в массовых процессах. Статистика, как наука, представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социально-демографическая статистика и её отрасли. В то же время статистика – это и особая отрасль практической деятельности по сбору, обработке и анализу массовых данных о социально-экономическом состоянии государства, его отдельных отраслей, отдельных регионов, отдельных организаций. Все социально-экономические явления статистика изучает в неразрывной связи с их качественной стороной. Кроме того, она включает в сферу своего исследования технические и природные факторы, влияющие на изменение количественных сторон массовых явлений.

Цель статистики – раскрытие сущности и закономерности массовых явлений и процессов. Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности факторов. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.

Статистика в узком смысле представляет собой количественную совокупность, связанную с обработкой данных индивидуальных наблюдений, свойственных предметам, явлениям, составляющим отдельные параметры единицы совокупности. Таким образом, статистика как особый вид деятельности позволяет на основе научных исследований выявить статистические закономерности.

Теория статистики – наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов. Таким образом, теория статистики – методологическая основа всех отраслевых статистик.

Большим шагом в развитии статистической науки послужили применение экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.

Используемые термины:

Статистическая закономерность – порядок, последовательность и повторяемость в изучаемых явлениях.

Статистическая совокупность – множество элементов, объединенных условиями существования и развития. Может быть однородной и разнородной.

Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Признак – качественная особенность единицы совокупности.

Статистический показатель – обобщающая характеристика общественных явлений и процессов, в которых сочетается их количественная и качественная определенность, определенность времени и пространства.

Система статических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

Статистическое исследование включает 4 этапа:

1. Статистическое наблюдение.

2. Сводка и группировка данных.

3. Расчет показателей, соответствующих цели исследования.

4. Анализ вариации, динамики, взаимозависимостей.

Содержанию каждого этапа соответствуют определенные статистические методы.