Меценат­ство на белорусских землях.

Частная благотворительность, филантропия и

 

Уже в первые годы существования ВКЛ стала активно развиваться светская или, как ее определяли исследовате­ли XIX в. частная благотворительность, что поощрялось государством в лице великокняжеской власти, местными органами самоуправления и церковью. Возникновение и развитие частной благотворительности было связано с расслоением общества на классы, когда появилась воз­можность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых в пользу бедных.

Светская благотворительность выражалась в мерах помо­щи в период голода, эпидемий и других пандемических обстоятельств, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве и т. п. В качестве основных субъ­ектов помощи выступали, прежде всего, представители белорусской магнатской знати таких древних родов, как Радзивиллы, Пацы, Четвертинские, Острожские, Олельковичи и др.; шляхта, священнослужители и мещане. Их дея­тельность на почве милосердия и благотворения при са­мом, иной раз, широком спектре мотивации (от идеальных до амбициозных мотивов), носила в большинстве случаев характер добровольности и истинного бескорыстия, была наполнена высоким гражданским смыслом, что, впрочем, не исключало использования частной благотворительно­сти как средства политической борьбы, повышения соци­ального статуса субъектов благотворения.

Основные направления развития частной благотвори­тельности были обусловлены социально-экономическими, идеологическими, военными и социокультурными потреб­ностями, а также потребностями государства и общества в развитии тех или иных направлений социальной помо­ги нуждающимся.

Многовекторность частной благотвори­тельности распространялась от создания специальных бла­готворительных учреждений помощи и поддержки различ­ным категориям нуждающихся до помощи в образовании, просвещении, профессиональной подготовке и т. п. Осо­бенности развития института частной благотворительно­сти на белорусских землях во многом были обусловлены влиянием на него межконфессионального соперничества, что обусловило акцент на развитие просвещения и куль­туры. Можно утверждать, что почти вся культура эпохи Возрождения и Реформации была создана благодаря ме­ценатам. Принято выделять следующие формы меценат­ской деятельности: патронат или финансовая, моральная, юридическая поддержка творчества; собирание художест­венных коллекций, библиотек; разные типы фундаций, дарственных грамот в пользу как частных лиц, так и рели­гиозных, общественных, культурных учреждений, кото­рые способствовали их культурной и общественной дея­тельности.

Пример подавали первые лица государства. Так, выде­лял личные средства на развитие культуры на белорусских землях польский король Сигизмунд II Август, создавший в Вильно картинную галерею и богатую библиотеку (1546), которая в 1552 г. насчитывала уже 1273 тома, в том числе и сочинение Н. Коперника «Об обращении небесных тел» До Сигизмунда заметную деятельность в области благо­творительности проводила польская королева и жена ве­ликого князя Литовского Ягайло Ядвига, которая в 1397 г. при Пражском Карловом университете основала бурсу для студентов из литовских земель, выделив на ее содержание значительный капитал..

Членами различных православных братств, чья деятель­ность на ниве благотворения в XVI—XVII вв. общеизвест­на, были князья Острожские, Олельковичи, Радзивиллы, Сапеги, Сангушки, Паскевичи, Пацы и представители дру­гих знатных белорусских магнатских родов. Например, К.К. Острожский, который родился и провел детство в Турове, основал братские школы в Слуцке и Турове (1572), Острожскую типографию, где работал первопечатник И. Федоров. Виленские братчики издавали свои книги в типографии князя Острожского в Ивье и Вильно.

Отмеченные гуманистическим, демократическим от­ношением к судьбе человека в его земной среде, идеи бе­лорусских просветителей, представителей радикально-гу­манистической мысли нашли свое отражение и в деле со­вершенствования нормативно-правовых актов ВКЛ. В Статуте ВКЛ 1588 г. отдавалось должное и частной бла­готворительности. Статут дал значитель­ный толчок развитию частной благотворительности.

Благодаря материальной поддержке белорусских маг­натов видные протестантские ученые, просветители, по­селившись в их владениях в Несвиже, Слуцке, Бресте, Сморгони, Глубоком и многих других городах и местечках Беларуси, развернули свою просветительно-образователь­ную работу среди населения. С. Будного пригласил в бело­русский город Клецк принявший в 1553 г. кальвинизм канц­лер ВКЛ и виленский воевода Н. Радзивилл (Черный). Имен­но в Клецке С. Будный подготовил к печати свой знаменитый «Катехизис», вышедший в свет в 1562 г. на деньги Радзивилла в принадлежащей ему же Несвижской типографии. Это была первая печатная белорусская книга на террито­рии, которую ныне занимает наша республика. Она поя­вилась на два года ранее, чем «Апостол» И. Федорова, и использовалась в качестве школьного учебника. Видному государственному и общественному деятелю ВКЛ А. Б. Воловичу, который (как Н. Радзивилл) финансировал изда­тельскую деятельность С. Будного в Несвиже, белорусский просветитель посвятил свою книгу «Об оправдании греш­ного человека перед богом» (1562). Вообще же в XVI—XVIII вв. на территории Беларуси дей­ствовало 19 частных типографий, издано около 400 на­именований книг.

Расцвет благотворительного движения на Беларуси при­ходится на времена подъема дворянской волны гуманизма. В период Возрождения и Реформации поместья многих бе­лорусских магнатов становятся реформационно-гумани-стическими центрами, вокруг которых группируются ли­тераторы и общественные деятели. Так, особое внимание род Радзивиллов уделял развитию просвещения и образо­вания. Его поддерживали в этом перешедшие в протестан­тизм рода Ходкевичей, Сапегов, Зеновичей, Глебовичей и др. Во второй половине XVI в. Радзивиллы создали ряд школ в своих частных владениях, при некоторых из них сущест­вовали бурсы (общежития) для детей из бедных семей.

С середины XVI в. все большее значение приобретает дворянская благотворительность, особенно ее светские направления. В XVI—XVIII вв. в Великом княжестве Литов­ском и Речи Посполитой, куда входили и земли Белару­си, благотворительностью в образовании сирот и детей из бедных семей все больше стали заниматься жены бога­тых людей. Украинский мемуарист Я. Охотский, англича­нин В. О'Конор, польский мемуарист А. Машиньский пи­шут, что многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этике­та, их обеспечивали одеждой и питанием, а по достиже­нии совершеннолетия выдавали замуж с немалым прида­ным.

На территории Беларуси в XIII — середине XVIII в. наи­более распространенной формой светской благотворитель­ности, призрения нищих, бездомных, престарелых, боль­ных, вдов и сирот стала организация и материальная под­держка «шпиталей». Так, в Могилеве, по подсчетам Ф. Журдо, в середине XVIII в. было свыше 30 шпиталей или по одному на каждую тысячу городских жителей. Их устраивали маг­наты, церковь и братства, магистры, цехи ремесленников и т.д. Существенную помощь призреваемым в шпиталях ока­зывали частные благотворители.

В конце XVIII в. шпитали потеряли свое первоначальное значение. Одни из них превратились в богадельни, другие сохранили функ­ции приюта и больницы, третьи стали больницами. От прежних шпиталей у них осталось одно лишь название.

Таким образом, система государственно-муниципаль­ного призрения в ВКЛ была приближена к западноевро­пейским образцам, развивалась по различным направле­ниям и предусматривала ряд мер поддержки, защиты и кон­троля, не ограничивая развитие поликонфессионального социального служения и светской благотворительности. Статуты ВКЛ, другие нормативно-правовые акты, поста­новления муниципальных органов содержали ряд требо­ваний и норм по предупреждению бедности, защите прав социально-уязвимых и маргинальных слоев населения, а также предусматривали наказания за асоциальное пове­дение, что сыграло значительную роль в профилактике и борьбе с такими проявлениями социальной патологии, как профессиональное нищенство, алкоголизм, прости­туция, детская беспризорность, бродяжничество и т. п. Светская благотворительность была активно поддержана государством и обществом, поскольку в ней виделся вы­ход в решении тех вопросов помощи и поддержки, кото­рое тогда не в состоянии было решить государство.

Роль местных органов власти в деле призрения нуж­дающихся оставалась преобладающей вплоть до вхожде­ния территории Беларуси в состав России, что внесло в этот процесс свои коррективы, и, несмотря на ряд трудностей, связанных с утверждением новой парадигмы и практики, объективно способствовало развитию и совершенствова­нию на интегративной основе системы социальной помо­щи в социокультурной среде двух братских народов в но­вых условиях.

 

 

Лекция 7. Социальная помощь за рубежом в Новое время

(вторая половина XVII – начало XX вв.)