Церковно-монастырское призрение, княжеская благотворительность в Киевской и удельной Руси IX—XIV вв.
Помощь и взаимопомощь у восточных славян, ее важнейшие виды и формы
Славян и в Древней Руси
Тематика докладов и рефератов
1. Роль средневековых монастырей и монастырских орденов в деле призрения бедных в Западной Европе.
2. Зарождение общинно-приходской помощи на Западе в средневековую эпоху.
3. Видные гуманисты эпохи Возрождения о человеческом факторе в развитии общества, о справедливости и благотворительности.
4. Реформация XVI в. Мартин Лютер в борьбе с нищенством и организации попечения о бедных.
5. Принятие социального законодательства в средневековой Англии.
6. Появление работных домов, первый опыт их функционирования на Западе в средние века.
7. Повесть Марка Твена «Принц и нищий» о проблеме нищенства в Англии XVI в.
Лекция 4. Система помощи нуждающимся у восточных
Формы простейшей помощи и взаимопомощи, сложившиеся у древних людей в эпоху первобытнообщинного строя, прослеживаются в жизнедеятельности восточных славян. Здесь они получили определенное развитие с учетом специфики этно-географических, природных и культурно-религиозных условий. Славянская дохристианская духовность была созвучна идеям человеколюбия и добролюбия. Поэтому христианство с его приверженностью к милосердию и состраданию распространилось относительно быстро и во многих территориях страны ненасильственно. По мнению авторитетного специалиста по истории Древней Руси, члена-корр. РАН А.Н. Сахарова, процесс христианизации в древнерусских городах шел успешно. Выступления против новой веры были активными лишь на северо-востоке страны, где часть населения держалась за старых богов вплоть до XIII—XIV вв. Христианство все же оказало значительное влияние на князей, местную знать в плане утверждения в обществе традиций нищелюбия, милосердия и благотворительности. Да и сама церковь в эпоху Древней Руси стала средоточием помощи и поддержки нуждающимся.