Церковно-монастырское призрение, княжеская благотворительность в Киевской и удельной Руси IX—XIV вв.

Помощь и взаимопомощь у восточных славян, ее важнейшие виды и формы

Славян и в Древней Руси

Тематика докладов и рефератов

1. Роль средневековых монастырей и монастырских орденов в деле призрения бедных в Западной Европе.

2. Зарождение общинно-приходской помощи на Западе в средневековую эпоху.

3. Видные гуманисты эпохи Возрождения о человеческом факторе в развитии общества, о справедливости и благотво­рительности.

4. Реформация XVI в. Мартин Лютер в борьбе с нищенством и организации попечения о бедных.

5. Принятие социального законодательства в средневеко­вой Англии.

6. Появление работных домов, первый опыт их функциони­рования на Западе в средние века.

7. Повесть Марка Твена «Принц и нищий» о проблеме ни­щенства в Англии XVI в.

 

Лекция 4. Система помощи нуждающимся у восточных

 

 

Формы простейшей помощи и взаимопомощи, сложив­шиеся у древних людей в эпоху первобытнообщинного строя, прослеживаются в жизнедеятельности восточных славян. Здесь они получили определенное развитие с учетом специ­фики этно-географических, природных и культурно-религи­озных условий. Славянская дохристианская духовность была созвучна идеям человеколюбия и добролюбия. Поэтому хри­стианство с его приверженностью к милосердию и сострада­нию распространилось относительно быстро и во многих территориях страны ненасильственно. По мнению автори­тетного специалиста по истории Древней Руси, члена-корр. РАН А.Н. Сахарова, процесс христианизации в древнерус­ских городах шел успешно. Выступления против новой веры были активными лишь на северо-востоке страны, где часть населения держалась за старых богов вплоть до XIII—XIV вв. Христианство все же оказало значительное влияние на кня­зей, местную знать в плане утверждения в обществе тради­ций нищелюбия, милосердия и благотворительности. Да и сама церковь в эпоху Древней Руси стала средоточием помо­щи и поддержки нуждающимся.