Гуманистическая концепция благотворительно­сти.

Частная филантропия в период средневеко­вья.

 

Частная филантропическая помощь, имевшая место в жизни разных народов в древности, сохранилась и получила развитие в средневековье. Имеются документальные источ­ники, свидетельствующие о благотворительности правителей некоторых государств той эпохи. В хронике «Деяния саксов», составленной монахом монастыря Новая Корвея Видукиндом, дается характеристика саксонской знати и королей Генриха I, Отгона I, которые правили в X в. Как считают специалисты, в основу этой хроники положены личные наблюдения ее ав­тора. Он, описывая деяния Отгона I, отмечал, что государь славится благочестием, всегда любезен и щедр в дарах. Хро­нист подчеркивал и такую черту характера Отгона I, как уме­ние прощать людей, провинившихся перед ним. Он не спе­шил верить наговорам на своих подданных, внимательно разбирался с обвинениями в их адрес в преступных деяниях. Некоторые из тех, кто был обвинен в преступлениях, сами избирали его своим защитником и посредником. Король не верил сомнительным обвинениям. Ас лицами, уличенными в преступлениях, он обходился так, словно они никогда ни в чем не провинились по отношению к нему.

Благотворительностью отличался французский король Роберт И, живший на рубеже X—XI вв. Возле его дворцов собиралось много нищих и бедствующих, которым он раз­давал хлеб и другие продукты. В одной из хроник, где опи­сывалась жизнь короля, сообщалось, что в последний год жизни он ежедневно раздавал милостыню сотням нищих.

Некоторые правители в двоих завещаниях отписывали значительные средства на богоугодные дела помощи обез­доленным и страждущим. Так, французский король Людо­вик VIII, живший в конце XII — начале XIII в., пожаловал по завещанию деньги для призрения прокаженных. Тогда во Франции было большое количество изоляторов для боль­ных проказой (лепрозориев). Каждому из них король заве­щал определенные финансовые средства, позволившие улуч­шить уход за этими неизлечимо больными людьми.

Воспитанные на христианских заповедях, многие евро­пейские правители пытались прививать чувство милосердия и своим детям. В государственном завещании «Поучение ко­роля своему сыну», оставленном французским королем Лю­довиком IX (1226—1270) наследному принцу, говорилось о необходимости проявлять милосердие, терпение, жалостливо относиться к нищим, бедным и обездоленным. Правитель Франции учил сына прощать обиды, окружать себя добры­ми людьми, заступаться за бедных. «Сердце имей, — говори­лось в поучении, — доброе и жалостливое к бедным и угне­тенным, поддержи их и помоги им, сколько можешь... Смотри, чтобы кругом тебя были все люди добрые, будь то духовные или миряне, и чаще беседуй с ними; избегай об­щество дурных. С охотой слушай проповедь и на народе, и у себя, и будь прилежен в молитве и прощении. Возлюби доб­ро и ненавидь зло, в чем бы оно ни проявлялось... В деле суда и расправы будь тверд и справедлив к своим подданным, не уклоняясь ни вправо, ни влево, иди всегда прямо. Поддер­живай дело более бедного, пока не выяснится истина...».

Благотворительностью в период средневековья отлича­лись и правители стран Востока. Подтверждением этому служат многочисленные дарственные грамоты индийской знати. Так, в дарственной грамоте Дронасимхи—махарад­жи государства Валабхи, датированной началом VI в., гово­рится о его пожертвованиях на строительство и восстанов­ление храмов, на оказание помощи бедным. Судя по документу, важнейшей формой филантропической деятель­ности Дронасимхи было бесплатное кормление бедных.

Приведя примеры личной благотворительности правите­лей средневековых стран Европы и государств Востока, не следует преувеличивать их филантропические устремления. В те далекие, суровые времена нередко благодеяние и мило­сердие соседствовали с жестокостью, притеснением и наси­лием.

С классическим и поздним средневековьем связан один из самых ярких этапов в развитии европейской культуры — эпоха Возрождения, или Ренессанс (вторая половина XIV— первая половина XVII в.). В то время возник новый тип куль­туры, поставивший в центр своих интересов человека и ок­ружающий его мир. Ренессансная культура по-новому осмыс­ливала наследие античности, возрождая многие ее культурные ценности. Идейной основой культуры Возрождения стал гу­манизм — совокупность взглядов, выражающих уважитель­ное отношение к достоинствам и правам человека, заботу о благе людей, их гармоничном развитии.

Гуманизм, будучи тогда новым мировоззрением, во мно­гом противостоял традиционной средневековой идеологии, основанной на культе религии. Гуманисты призывали к изу­чению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, принимая в ней только то, что не противоречи­ло христианскому пониманию мира. Круг знаний, в пределах которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал в себя историю, этику, педагогику, риторику, поэзию, философию и другие науки.

Родиной гуманизма была Италия с ее многочисленными городами, обладавшими высоким уровнем политической са­мостоятельности. Здесь сохранялись античные традиции. Во второй половине XIV в. гуманистические идеи достоинства личности высказывали в своих произведениях итальянские ли­тераторы Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо. В XV в. сложилась флорентийская школа гуманистических воззре­ний. Эти идеи получили распространение в Германии, Фран­ции, Англии, Испании и других странах Европы.

Гуманисты считали, что в самом человеке имеются огром­ные возможности для развития. И цель жизни заключается в том, чтобы раскрыть их. А для этого нужно стремиться к ак­тивному социальному общению, а не к монашескому отшель­ничеству и бегству от мирской жизни. Гуманисты отстаивали тезис о необходимости расширения знаний об окружающем нас мире и обращении их на пользу себе и другим людям. Сле­довательно, в центр мира теперь ставились не церковь и ре­лигиозное откровение, а человек, ценности его личности. Гу­манисты выступали против религиозного аскетизма и идеала монашеского отшельничества, за права людей на удовлетво­рение земных потребностей.

Развитие идей гуманизма привело к формированию но­вой концепций благотворительности. Традиционно-религи­озный подход в данном вопросе строился на отношении к благотворительному деянию как к обязательному требованию веры, как к особой религиозной заповеди, долгу каждого ве­рующего и выполнению воли Господа Бога. В соответствии же с идеями гуманизма благотворительность и милосердие рассматриваются вне рамок религиозности как осознанная потребность в заботе о самом совершенном существе — че­ловеке. Следовательно, если человеческая жизнь — главная ценность, то смысл бытия каждого заключается в том, что­бы сделать ее лучше и помочь тем, кто сам по различным при­чинам не в состоянии улучшить свое положение. Нищий, калека, бедный, странствующий, сирота, больной, немощ­ный являются прежде всего людьми, Жизнь которых также должна быть наивысшей ценностью для общества, призван­ного заботиться о них. Гуманистическая концепция благо­творительности в отличие от религиозной исходит из того, что не только церкви, монастыри, церковные приходы и братства должны бескорыстно помогать нуждающимся, но и общество в целом, включая государственные его институ­ты, призвано делать это.

Многие известные гуманисты средневековья (Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери в первой половине XV в., Хуан Луис Вивес в первой половине XVI в., Дирк Вокертс Коорнхерт во второй половине XVI в. и др.) видели нравственный идеал в активной гражданской жизни, а среди важнейших добродетелей особое место отводили таким личностным цен­ностям, как справедливость и благоразумие, щедрость и ми­лосердие. Испанский гуманист, философ и педагог Вивес (1492—1540) полагал, что общество должно особую заботу проявлять о физическом и духовном состоянии здоровья лю­дей, обеспечивая при необходимости соответствующее со­держание больных. Он считал, что в мире нет ничего совер­шеннее человека и его сознания. По мнению ученого, особое сострадание заслуживают умалишенные люди. Вивес писал, что если положение такого человека безнадежно (в плане выздоровления), то надо позаботиться о соответствующем содержании больного, чтобы не увеличивать и не углублять несчастья из-за насмешек или дурного обращения с ним.

Перу Вивеса принадлежат различные планы и проекты помощи бедным, инвалидам и другим лицам, нуждавшимся в поддержке. План помощи бедным, составленный им в се­редине 1520-ых гг., включал в себя: выявление таких лиц и их регистрацию; оказание помощи деньгами, продуктами тем, кто не способен трудиться; содействие в трудоустройстве здоровых нищих. С целью привлечения необходимых средств для помощи бедным предполагалось организовы­вать сборы частных пожертвований. Вивесом был разрабо­тан проект создания школ для бедных, а также план полу­чения образования слепыми.

Голландский гуманист Дирк Вокертс Коорнхерт считал милосердие важнейшим компонентом проявления индиви­дуальности, а в политике благотворительности и призрения видел долг общественности и государства перед согражда­нами, испытывающими нужду. Осознавая негативную сто­рону «профессионального» нищенства и массового бродяж­ничества, он полагал возможным применение по отношению к здоровым из них мер принудительного труда. Но он высту­пал против совмещения такого способа призрения нищих с суровым режимом их содержания по образцу тюремного, ко­торый лишал людей даже минимума свободы. Эти суждения нашли отражение в одном из трактатов Коорнхерта, опуб­ликованном им в 80-е гг. XVI в.

Говоря о различиях религиозных и гуманистических пред­ставлений применительно к благотворительности, не следо­вало бы их противопоставлять как взаимоисключающие кон­цепции. Важно видеть рациональные стороны, присущие религиозному и гуманистическому мировоззрениям, отста­ивающим идеи бескорыстной помощи бедствующим и обез­доленным. Ведь для бедных и нищих не столь важно, каки­ми исходными принципами и определяющими мотивами руководствуются благотворители, помогая им. Но все же сле­дует признать, что именно гуманистическая концепция благотворительности с ее ориентацией на приоритет челове­ческой личности, На привлечение к решению проблем обез­доленных более широкого общественного спектра, во многом способствовала становлению социального законодательства и более активному вовлечению муниципалитетов и государ­ства в систему социальной помощи.