Социальной помощи и поддержки: общее и особенное

Функционирование древнегреческой и древнеримской моделей

 

Древняя западная, или античная цивилизация характе­ризуется определенным территориальным ареалом, культур­ным типом и особой моделью общественного устройства. Такие античные государства, как Древняя Греция и Рим, сыг­рали важную роль в мировой истории, продемонстрировав высокий уровень культуры, возможности демократии и фи­лантропии, а также организованных начал призрения.

Истоки античной Греции уходят в критскую государствен­ность рубежа III—II тыс. до н.э. Известен один из правите­лей этого государства — царь Минос. В середине II тыс. до н.э. сюда на остров Крит, вторглись из материковой части Греции воинственные племена микенцев (ахейцев). На ру­беже II—I тыс. до н.э. крито-микенское общество пришло в упадок. Возрождение и интенсивное развитие Древней Греции связано с периодом архаики (VIII—V в. до н.э.), за кото­рым последовал классический период (V— первая половина IV в. до н.э.). В то время Греция состояла практически из двух тысяч самостоятельных городов-государств (полисов), каж­дый из которых имел свои вооруженные силы, чеканил мо­нету. Верховным органом власти в большинстве полисов было народное собрание свободных граждан. Возвысившая­ся на севере Греции в середине IV в. до н.э. Македония подчи­нила вскоре своему влиянию все греческие полисы, а также начала устанавливать контроль над другими сопредельными территориями. Так было положено начало эпохе эллинизма, длившейся до второй половины I в. до н.э. После смерти пол­ководца и правителя Александра Македонского греко-македон­ская империя распалась на ряд государств, во главе которых стояли греки (эллины). В 30 г. до н.э. римляне окончательно покорили эллинистические государства, превратив их в про­винции своей державы.

История Древнего Рима берет начало с его основания в 753 г. до н.э. Позже Рим из небольшой крепости стал влия­тельным городом-государством, расширяя постепенно кон­троль за территорией Апеннинского полуострова. В ранний период римской истории (VIII— начало VI в. до н.э.) прави­телем государства был царь, который для получения согласия народа на войну и изменения законов не реже двух раз в год созывал народное собрание граждан. Родоначальники 300 ро­дов, заложивших основание государства, составляли римский сенат. Пять веков (начало VI в. — 31 г. до н.э.) в Древнем Риме было республиканское правление. В то время начинается про­цесс значительного расширения территории государства. В пе­риод империи (конец I в. до н.э.— 476 г. н.э.) Рим становится крупнейшей мировой державой, но затем начинается его ос­лабление и во второй половине V в. н.э. — падение под уда­рами вестготов, вандалов и других «варварских народов», вторгшихся в пределы империи.

Древняя Греция и Рим были регионом, в котором сложи­лось классическое рабство. Здесь рабы являлись основной производительной силой. Рабовладельческий характер обще­ственного устройства сказался на социальной сфере, на прак­тике социальной помощи. Она приобрела преимуществен­но классовую направленность. Основным ее объектом стали свободные граждане, а рабы были ее лишены. Влияние ан­тичной филантропии, меценатства, зарождавшегося государ­ственного призрения распространялось на полноправных членов общества.

Определенные изменения в классовый характер социаль­ной помощи в античных государствах были внесены в после­дний период Римской империи в связи с распространением христианства. Оно зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе учения о спасении людей через веру в искупительную силу сына Божьего Иисуса Христа, приняв­шего за людской грех страшную казнь, а затем воскресшего. Это учение провозглашало равенство всех людей перед Богом, объявляя одной из религиозных заповедей помощь нуждаю­щимся и бедствующим. Филантропия становилась разновид­ностью богоугодного дела, а оказание социальной помощи не ограничивалось лишь свободными гражданами. В соответ­ствии с христианской моралью все люди— дети божьи, по­этому все, включая несвободных, достойны понимания, со­чувствия, сострадания и поддержки.

В античной Греции и Риме оказывалась разнообразная благотворительная помощь нуждавшимся. Важнейшими ее компонентами были: филантропическая раздача беднякам из числа свободных граждан хлеба, денег, одежды; зарожде­ние меценатства как покровительства науки и искусства со стороны состоятельных людей и др.

В роли филантропов в эпоху античности выступали не­которые правители и богатые люди. Выдающимся предста­вителем и лидером афинской демократической системы в V в. до н.э. был полководец, первый стратег Перикл. Он из своих частных средств в праздничные дни раздавал беднякам хлеб, одежду, деньги. Так же поступал и римский правитель Октавиан (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), получивший от сената ти­тул Августа и провозглашенный в 27 г. до н.э. императором. Из собственных средств он многократно раздавал народу де­нежные подарки, не обходя в таких раздачах и малолетних детей, хотя до его правления мальчики допускались к массо­вым раздачам подарков лишь с одиннадцати лет. В неурожай­ные годы Август часто раздавал гражданам и хлеб. В документе I в. н.э. «Деяния божественного Августа», составленном в виде своеобразного отчета самого императора о своем прав­лении, отмечалось, что при крайнем недостатке хлеба он в несколько дней при помощи собственных средств освобо­дил весь народ от страха и угрожавшей ему опасности голо­да. Такая угроза была в Риме в 23 г. до н.э. вполне реальной. Император Август неоднократно подчеркивал, что денежные, хлебные и вещевые подарки для народа он раздавал из личных средств, из собственного, а не государственного имуще­ства. Эти раздачи нередко приурочивались к праздникам, раз­личным массовым представлениям, после которых на арену иногда выкладывали куски мяса, бесплатно раздавали кур, уток, плащи и др.

Вместе с филантропической раздачей подарков из лич­ных средств и имущества правителей в античных государ­ствах существовала практика выдачи свободным гражданам государственных хлебных пайков, денежных компенсаций из казны на посещение театральных представлений и приобре­тение необходимых для жизни вещей и продуктов. Такие раз­дачи носили не столько филантропический, сколько поли­тический характер, касались не только бедных, а практически всех свободных граждан. По мнению исследователя проблем социальной помощи Герхарда Ульгорна, жившего в XIX веке, мотивы раздач хлеба, денег, вещей из казны и государствен­ного имущества были не гуманного, а политического харак­тера. «В раздаваемом хлебе и дарах, — писал он, — народ по­лучал свою долю в добыче, отнятой у покоренных народов».

Многие состоятельные жители Греции и Рима тратили свои личные сбережения на устройство праздников, активно участвовали в общественных сборах денег, вещей, продуктов. Финансово поддерживая организацию торжественных город­ских мероприятий, богатые люди получали общественное при­знание. Нередко во время праздников при скоплении огром­ного количества людей назывались громко имена щедрых дарителей.

Семьи заслуженных людей в Риме, именуемые нобиля­ми, нередко раздавали мелкие деньги, одежду, продукты бед­ным и обнищавшим из числа свободных граждан. Людей, ис­кавших у нобилей поддержки и занятий для себя, называли тогда клиентами. Это понятие сейчас широко закрепилось в практике социальной работы, означая, действительно, лю­дей, нуждающихся в помощи и поддержке. В Древнем Риме клиенты дожидались в передней дома нобиля, когда он вый­дет, чтобы получить у него оплачиваемое поручение или ми­лостыню. Порой их кормили бесплатно за господским сто­лом, раздавали монетки, а из вещей давали старые плащи.

Помогая бедным из числа свободных людей, правители и состоятельные граждане античных государств жестоко отно­сились к рабам. Особой суровостью к подневольным людям отличались римляне. Рабам, живущим в больших имениях (виллах), хозяева не позволяли даже обзаводиться семьями. За малейшие провинности рабов заковывали в цепи, сажали в тюрьмы. Римские рабовладельцы оправдывали свою жес­токость тем, что рабы — иноверные чужаки, которых в стра­хе можно удержать лишь суровостью. На чрезмерную жесто­кость рабы отвечали побегами и восстаниями. Особенно мощным было выступление рабов во II в. до н.э. на Сици­лии, где к рабам присоединились обнищавшие свободные люди. Три года римские армии не могли их одолеть. Взяв все же верх над восставшими, римляне распяли на крестах око­ло 20 тыс. рабов.

Говоря о жестокостях рабовладельцев, следует отметить, что среди них были люди, проявлявшие сострадание к не­вольникам. Случалось и так, что в некоторых богатых семьях одни относились с пренебрежением и суровостью к рабам, а другие — с сочувствием и жалостью. В книгах «Исторической библиотеки» римского писателя и историка I в. до н.э. Диодора Сицилийского приводился такой пример. Описывая события крупнейшего восстания рабов в Римской империи, он сообщал, что в сицилийской Энне жил состоятельный и над­менный человек Дамофил. Он и его жена Мегаллида с исклю­чительной жестокостью относились к своим рабам. Однако их дочь, напротив, была человеколюбивой и сострадательной к рабам, которым она всегда старалась помочь по мере воз­можности. Она имела обыкновение утешать рабов, наказан­ных плетьми ее родителями, и своей гуманностью, помощью им заслужила их горячую любовь. Когда на Сицилии восста­ли рабы, то они учинили расправу над своими истязателя­ми, но пощадили дочь Дамофила и Мегаллиды, помня о ее человеколюбии и сострадании к обездоленным невольным. «Во время восстания, — писал Диодор Сицилийский, — ее прежняя доброта вызывала сострадание к ней у тех, которые раньше испытали ее доброту: не только никто не осмелился наложить на девушку руки, но все они сохранили неприкос­новенной от всякого оскорбления ее юность. Восставшие рабы выбрали из своей среды надежных людей, из которых самым усердным был Гермий. Они отвели девушку в Катану и передали ее родственникам...»

В античную эпоху зародилась и такая форма благотвори­тельной помощи, как меценатство, означавшее покровитель­ство искусства и науки. Само это название идет от имени Гая Цильния Мецената— одного из видных деятелей Рима, бли­жайшего друга императора Августа. Некоторые современни­ки называли Мецената головою императора. Покидая сто­лицу империи, Август оставлял Рим на этого человека, которому подчинялись консулы и сенат, хотя сам он никог­да не занимал выборной должности. Меценат не только да­вал мудрые советы императору, выполнял важные его поли­тические и дипломатические поручения (вел переговоры с Марком Антонием и др.), но отличался безупречным вкусом в поэзии, проявлял щедрость к людям искусства и науки.

В эпоху Октавиана Августа особенно модной была поэзия. Во многих домах тогда имелись литературные произведения, Написанные на папирусах, пергаменте, восковых дощечках. Стихи писали многие римляне, включая известных полити­ков, военачальников, жрецов. Литературной деятельностью занимался и Меценат. Из его собственных сочинений до нас дошли небольшие отрывки прозы и стихов. Меценат был страстным коллекционером. Он собирал не только драгоцен­ные изделия из камня, золота, но и произведения искусства. С его коллекцией могли ознакомиться многочисленные го­сти, посещавшие дом Мецената. Этот дом был одним из са­мых роскошных дворцов того времени. Здесь проходили пышные застолья, выступали известные поэты.

Литературный кружок Мецената объединял лучших по­этов и талантливых литераторов того времени — Горация, Вергилия, Проперция и др. Их Меценат щедро одарял, ока­зывал всяческое покровительство и защиту.

Поэты и художники получали по милости Мецената по­четные и выгодные должности. На их нужды он тратил свои личные средства, преподносил дорогие подарки, жаловал из собственных поместий земельные участки и рабов. Позже имя Мецената как покровителя деятелей искусства и науки стало нарицательным.

В античных государствах наряду с благотворительной по­мощью стали формироваться и элементы государственной поддержки нуждающимся. К их числу можно отнести: созда­ние приютов для обездоленных и странствующих; организа­цию общественных работ; заботу об изувеченных солдатах, семьях воинов, стариках и др.

Призрение определенной части бедных, сирот осуществ­лялось в античных государствах в специальных приютах. Особые помещения, где бедные могли найти себе приют на ночь, в Древней Греции существовали в Афинах, Родосе, в других городах.

Приюты — «гостиницы» для странствующих имелись в Афинах, Коринфе. Здесь путники могли отдохнуть и найти ночлег, но о своем пропитании они должны были позаботить­ся сами. По сложившейся у древних греков традиции, странствующие люди пользовались в те времена сострадани­ем и поддержкой. Помочь путнику и угостить его считалось обязанностью каждого добропорядочного гражданина. Это от­ношение прослеживается в гомеровской «Одиссее», в кото­рой повествуется о возвращении на родину (остров Итаку) одного из участников троянской войны, царя Одиссея. В по­эме сообщалось, что царский сын, увидев странника, пошел ему навстречу, лично приветствовал за правую руку, предла­гая пройти в дом и утолить голод. При этом он негодовал в сердцах, что путнику пришлось его дожидаться за порогом.

В той же поэме «Одиссея» говорилось, что забота о пут­нике не ограничивалась предоставлением временного при­юта и пропитания. Ему предлагалось остаться в этих местах и посильным трудом зарабатывать на жизнь.

Приюты для бедных, странствующих, детей-сирот функ­ционировали и в Древнем Риме. Здесь также поощрялась практика опеки над сиротами. С III в. до н.э., со времени правления Аппия Клавдия, в Риме сложилась традиция по­ощрять опекунов сирот досрочным выдвижением в консулы.

Некоторые императоры и состоятельные люди Рима уч­реждали сиротские приюты в честь своих покойных жен. На­пример, Антоний Пий, правивший в период наивысшего экономического подъема римской средиземноморской дер­жавы (середина II в. н.э.), в память о своей супруге Фаустине открыл приют для содержания и воспитания бедных детей. В память жены Юлии Маммеи учредил сиротский приют ос­нователь римской династии Северов Септимий Север, пра­вивший с 193 по 211 г. н.э.

Кроме императоров сиротские приюты в Древнем Риме учреждали и частные лица. Одним из них был некто Пли­ний. В поздний период Римской империи в сиротские при­юты принимались как дети граждан, так и лиц, не пользо­вавшихся правом гражданства. Однако функционировавших приютов имелось крайне недостаточно. Особенно тяжела была участь брошенных детей-калек. Таких сирот нередко ос­тавляли на городских овощных рынках в расчете на то, что им не дадут умереть с голоду сострадательные торговцы. Сюда же на овощные рынки иногда приносили и вполне здоровых младенцев из бедных и многодетных семей. Их клали возле колонны. Они или погибали, или становились рабами подо­бравших их людей.

Одной из форм социальной помощи в античных государ­ствах, осуществлявшейся путем привлечения к массовым строительным работам большого количества свободных бед­няков, была организация общественных работ. В Древней Гре­ции она получила широкое распространение при афинском правителе Перикле (Vв. до н.э.). Он предоставлял рабочей мас­се, не занятой военной службой, возможность заработать не­обходимые средства для безбедной жизни за счет государствен­ных средств (общегреческой казны), направленных на стро­ительство мощных архитектурных сооружений, дорог, во­допровода, каналов и других работ общественной значимо­сти. Одним из таких объектов был знаменитый Афинский акрополь, вызывавший восхищение жителей других городов.

Политические оппоненты и противники Перикла упре­кали его за то, что тот тратит на строительство и украшение городов средства общегреческой казны, собранные для ве­дения войн и защиты союзников. Он отвергал эти обвине­ния, полагая, что в условиях, когда страна достаточно обес­печена всем необходимым для ведения войны, правомерно использовать поступающие от союзников деньги на широко­масштабное городское строительство.

Общественные работы, рассчитанные на длительное вре­мя и привлечение большого числа свободных бедняков, про­водились не только в Афинах. Они организовывались и в та­ких греческих городах, как Сиракузы, Коринф и др. При осуществлении широкомасштабных строительных работ тре­бовались разные ремесла.

Применялись общественные работы и в античном Риме. В начале III в. до н.э. при Аппии Клавдии обедневшие сво­бодные граждане привлекались для сооружения дорог в раз­ные концы Италии, включая знаменитую Аппиеву дорогу, для строительства водопровода в Риме, проведения на значительных территориях страны осушительных мероприятий.

Широкий размах общественные работы получили в прав­ление римского императора Августа. Им были учреждены даже специальные должности: попечители общественных работ на городских постройках, на сооружении дорог, на во­допроводах, а также попечители о русле реки Тибр и др.

В античных государствах проявлялась определенная за­бота о раненых военнослужащих и семьях погибших воинов. В Афинах раненые воины, если они не обладали никаким имуществом, пользовались общественным призрением. В ча­стности, они получали из государственных средств компен­сационное пособие, позволявшее обеспечить скромное су­ществование. Подобная практика применялась и в Древнем Риме. Но здесь в отличие от Греции «компенсационный фонд» формировался не только государством, но и самими военнослужащими. Это по сути дела были зачатки страховых ме­ханизмов. Такое подобие касс легионеров позволяло накап­ливать средства не только для поддержки раненых воинов, но и для помощи семьям погибших военнослужащих.

Уважительное отношение к старости, сострадание к немо­щи, забота о состарившихся родителях были во многом харак­терны для древнегреческого и древнеримского обществ. Изве­стно, что в Афинах и особенно в Спарте важнейшие вопросы жизнедеятельности решали старейшины. В Спарте сразу после рождения сына отец приносил его в назначенное место, где заседали старейшины, которые и определяли его судьбу. В их при­сутствии решался вопрос о наказании провинившихся и др.

В Греции состарившиеся люди очень часто привлекались в качестве педагогов мальчиков с семилетнего возраста. Гре­ческий педагог был не столько учитель в современном по­нимании этого слова, сколько воспитатель ребенка. Он учил своего воспитанника правильному поведению, хорошим ма­нерам, сопровождал в школу, а в случае непослушания мог использовать и розги. Многие пожилые и искалеченные люди, включая даже рабов, в Афинах и других греческих го­родах-полисах становились такими педагогами своих питом­цев до их юношеского возраста. Как-то Перикл сказал о рабе, сломавшем ногу: «Вот еще одним педагогом больше».

Состарившиеся, увечные люди и в Древнем Риме часто трудоустраивались в сфере педагогики, работая в школах гра­моты. Некоторые из них, не способные по старости или бо­лезни к прежнему своему труду, открывали начальные шко­лы. Тогда учредить школу здесь мог любой. Официального разрешения на это не требовалось. Родители сами определя­ли, какому учителю доверять своих детей. И в этом вопросе простолюдины не были строгими судьями.

Для престарелых людей характерны житейская мудрость, здравый подход к возникающим проблемам, осмысленность в принятии решения. Именно поэтому в Афинах и Спарте членом ареопага или герусии мог стать человек, достигший 60 лет, а в Риме высший государственный орган власти назывался сенатом (что в переводе с латинского означает ста­рый, старец), т. е. собранием старых и уважаемых людей.

В Афинах бедные состарившиеся граждане, которые не могли по состоянию здоровья зарабатывать средства для сво­его существования, получали небольшое пособие. Оно обес­печивало им скудное существование, спасая от нищеты и не­обходимости просить подаяние. Размер этого и других пособий определялся в Афинах Советом пятисот, являвшим­ся постоянной комиссией народного собрания.

Вместе с филантропией, меценатством, началом государ­ственного призрения в античных странах появились и ростки общественного призрения в форме различных объединений взаимопомощи. В Афинах, например, действовали союзы ре­месленников, мелких торговцев и др., которые обеспечивали своих сочленов в случае обеднения и обнищания. Такие доб­ровольные союзы и товарищества были и в Древнем Риме, где широкое распространение получили дружеские кружки, объединявшие бедных граждан, вольноотпущенных и даже рабов. На первое место здесь выдвигалась действенная взаи­мопомощь между друзьями, формировались особые мораль­ные нормы поведения.

Дружеские кружки в сельской местности объединяли лю­дей не только для взаимопомощи, но и для общего вре­мяпровождения. Часто на собраниях простых людей, име­нуемых в Римской империи «коллегиями», обсуждались насущные проблемы их жизни, а затем все вместе садились за хорошо накрытый стол. На нужды кружков и коллегий простые люди отписывали часть своих завещаний. В книге известного российского специалиста по античности Г.С. Кнабе «Древний Рим — история и повседневность» приводятся ссылки на сохранившиеся многочисленные надписи римских граждан, завещавших часть своих денежных средств на то, чтобы «их односельчане или члены их коллегий устраивали регулярно совместные трапезы».

Среди добровольных объединений, функционировавших в Риме, были и так называемые «похоронные товарищества». Они создавались для обеспечения их членов приличным по­гребением. В них вступали не только бедные граждане, но и рабы, получив соответствующее разрешение от хозяев. За счет небольших ежемесячных членских взносов эти товари­щества обладали необходимым для своей деятельности ка­питалом.

Таким образом, характеризуя древнегреческую и древнеримскую системы социальной помощи можно констатировать следующее. В древнегреческих полисах впервые в истории человеческого общества стала функционировать именно государственная система социальной помощи и поддержки, призванная поддерживать неимущих и обедневших граждан, обеспечивать социальный мир и равно­весие и которая базировалась на следующих принципах:

1. Централизация помощи (полис как основной субъект помощи), например, расходы на организацию народных празднеств, которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей, все это брало на себя государство.

2. Направленность помощи на поддержку неимущих, на обеспечение социального мира. Это выражалось в выдаче социальных пособий. Так, еще Солону (VII – VI вв. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия назначался народным собранием, а права «пенсионеров» определялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования под угрозой лишения пенсии. Имеются сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным девушкам-гражданкам средства для приданого.

3. Формы помощи начинают расширяться: это и выдача социальных пособий, и отправка граждан в путешествия, раздача «зрелищных» денег. Граждан отправляли путешествовать за казенный счет, чтобы узнать что-либо в заморских краях, а также чтобы освободить город от бездельников.

4. Объекты помощи – только граждане полиса; метеки, а тем более рабы, на поддержку рассчитывать не могли.

Несколько иная модель государственной социальной помощи и поддержки функционировала в другом ведущем древнегреческом полисе – Спарте. В спартанском обществе позиция государства в решении социальных проблем была более активной и ответственной; здесь социальная деятельность носила ярко выраженный педагогический характер: воспитание выступало средством социальной стабильности спартанского общества.

Особое место в жизни Древнего Рима занимала военная служба, где большинство воинов были профессионалами. Военная служба была тяжелой, ее срок достаточно длительным – 25 лет, и после службы ветераны получали определенную сумму денег или небольшие земельные наделы – это тоже была своего рода социальная защита. В Древнем Риме, так же как и в Древней Греции, аристократы регулярно раздавали пожертвования, но, в отличие от греческих традиций, делали это уже согласно существующим законам. Все свободные граждане Рима получали зерно, одежду и другие материальные блага бесплатно или за умеренную плату.

Во II в. до н.э. – II в. н.э. оформилась правовая система, ставшая классической основой для современных правовых положений – так называемое «римское право», в котором присутствовал ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем помощи. В первую очередь, это затрагивало вопросы усыновления, опеки и попечительства над несовершеннолетними, над женщинами, над безумными, над расточителями. Так, существовал целый ряд статей, который обеспечивал процедуру усыновления, опеки и попечительства. Были распространены две формы усыновления: в форме общественного узаконения (свободными гражданами); в форме «продажи члена семьи в рабство» – для привлечения дополнительной рабочей силы в семью. Особый подход осуществлялся к лицам, имеющим права («правоспособные»), но не обладающим достаточной степенью разумности и зрелости воли («недееспособные»). К последним, по римскому праву, относили несовершеннолетних и безумных, а также женщин и расточителей. Опека становилась общественной повинностью в двояком смысле. Прежде всего, опека в смысле заботы о лицах, которые сами о себе позаботиться не могли, – есть общая обязанность государства, и государство постепенно усиливало контроль над деятельностью опекунов. В другом отношении опека превратилась в общественную обязанность отдельных граждан. В зависимости от объекта опеки выделялись различные формы: попечение о несовершеннолетних, опека над женщинами, попечительство над безумными, над расточителями. То есть, в рамках римского права разрабатывались отдельные направления социальной деятельности государства.

В Древней Греции и Древнем Риме впервые в сфере социального благополучия постепенно зарождаются традиции помощи нуждающимся, многие из которых закрепляются законодательно в виде снабжения бедных зерном и товарами (в Греции), а в Риме в виде хлеба, зрелищ и денежных вознаграждений.

Как уже отмечалось, в античную эпоху рабовладельчес­кий способ производства был определяющим. И это нашло отражение в социальной сфере, в практике социальной по­мощи. Государственная власть если и заботилась о бедных, раненых воинах, семьях военнослужащих, престарелых и других людях, то лишь свободных гражданах. Рабы были вне рамок этой помощи. Считалось, что раб принадлежит хозя­ину-рабовладельцу, который пускай и заботится о нем. О том, как последние «заботились» о своих невольниках, свидетель­ствуют многочисленные выступления рабов.

В поздний период античности отношение к рабам меня­лось, становилось более терпимым и мягким. Некоторые гос­пода отпускали их на свободу, многие разрешали рабам всту­пать в различные товарищества и союзы взаимопомощи.

Ослаблению классового характера социальной помощи в последние века античности способствовало раннее христиан­ство. Несмотря на гонения со стороны властей, христианство распространилось с начала I в. н.э. во многих провинциях Рим­ской империи. Возникшее как движение угнетенных масс за лучшую и праведную жизнь, оно завоевывало души все боль­шего числа людей. Важнейший христианский завет любви был понятен и близок многим. По этому завету верующий человек должен в каждом без различия видеть ближнего и считать своим долгом помогать и поддерживать любого нуж­дающегося, страждущего.

С христианством применительно к позднему периоду Римской империи связаны два основных направления соци­альной помощи: общинное призрение бедных и церковная благотворительность. Первое из них характерно для перио­да раннего христианства, когда церковь еще не имела офи­циального государственного статуса. Второе направление христианской социальной помощи стало активно развивать­ся после принятия императором Константином в 313 г. Ми­ланского эдикта о свободе христианского вероисповедания. С того времени христианство стало официальной государ­ственной религией.

В ранних христианских общинах возникла особая форма общинного попечения о бедных. Руководителем призрения бедных был епископ, а его помощниками — многочислен­ные диаконы. Престарелые, немощные, больные общинни­ки, которые были не способны сами зарабатывать себе на хлеб, получали необходимую помощь (продуктами, одеждой, деньгами). Нуждавшиеся в постоянной и длительной под­держке получали из общинной кассы ежемесячные пособия. В каждой христианской общине имелся лист со списком бед­ных ее членов. В роли своеобразных социальных работни­ков тогда выступали диаконы. Они непосредственно помо­гали нуждающимся, учитывая их потребности. Диаконы старались предоставить каждому из них именно ту помощь, в которой те нуждались. Как справедливо заметил исследо­ватель XIX в. Герхард Ульгорн, в ранних христианских об­щинах была обеспечена индивидуализация призрения. Бла­годаря этому диаконы знали, кому из списка бедных еще продолжительное время нужно помогать материально, вы­давать пособие, а кто уже восстановил свою трудоспособ­ность и ему следует подыскать соответствующую работу.

Особая забота в христианских общинах проявлялась о сиротах. За их содержанием и воспитанием наблюдал лич­но епископ, решая возникавшие в связи с этим вопросы.

После обретения христианством в первой половине IV в. н.э. в Римской империи статуса официальной государственной религии начинает снижаться роль общинного призрения о бедных. Одновременно с этим активизируется деятельность церкви. Формируется особый вид социальной помощи — церковная благотворительность.

Вместо небольших христианских общин с хорошо отла­женной и управляемой системой общественного призрения теперь стали формироваться массовые общины, состоявшие из многих тысяч и десятков тысяч людей. В данном случае членство в общинах приобретало формальный характер. Если раньше добровольные взносы и пожертвования шли на нуж­ды конкретных бедных, больных и нуждавшихся в помощи членов этой же малой христианской общины, То теперь доб­ровольные пожертвования трансформировались в обязатель­ные взносы формальных членов гигантской общины, упла­чивавшиеся духовенству.

Средств и финансовых возможностей для социальной по­мощи у официальной государственной церкви, ее епископов стало теперь больше. В 321 г. император Константин предос­тавил христианской церкви официальное право «принимать дары для верных». Наряду с привилегиями церковь получи­ла дополнительные средства и имущество, предназначавши­еся ранее для языческого культа, а также значительные, зе­мельные владения (церковные имения), доходы от которых множили церковное богатство. От всех этих средств значи­тельные суммы христианская церковь направляла тогда на благотворительные нужды. В Риме и находившихся в зави­симости от него церквях на нужды бедных выделялась при­мерно одна четвертая часть церковных доходов.

Благотворительная деятельность церкви осуществлялась по средствам, во-первых, раздачи милостыни, во-вторых, со­здания целой сети богоугодных заведений, всевозможных убежищ для призрения бедных, странников, больных, сирот, вдов. Раздача милостыни носила массовый характер. По дан­ным Ульгорна, только в одной Александрии при Иоанне Зла­тоусте в особые списки получателей милостыни было внесе­но 7800 имен. Тогда же в городе Антиохии была оказана помощь трем тысячам вдов и девиц. В Риме, в различных частях города были открыты на средства церкви специаль­ные дома (диаконии), находившиеся в ведении диаконов. В этих домах бедные получали бесплатную пищу.

Общинное призрение бедных, построенное в период ран­него христианства на принципе ее индивидуализации, было заменено массовой раздачей милостыни всем просящим. Прак­тически никто не разбирался в том, попадала ли она тем, кто в ней нуждался, или нет. При таком подходе создавались пред­посылки для злоупотреблений на благотворительном попри­ще, когда не желавшие трудиться получали от церкви милос­тыню, а людям, неспособным себя обеспечить из-за старости, инвалидности, болезни такая помощь могла и не достаться. Стало возникать «профессиональное» нищенство, приобрет­шее со временем массовый характер. В христианских же об­щинах никто не терпел нужды, нищих там просто не было.

Практика помощи и взаимопомощи, берущая начало в первобытнообщинном строе, получила свое развитие в го­сударствах древнего мира. Важнейшими звеньями механиз­ма помощи нуждавшимся в странах Древнего Востока были государственные нормы социального законодательства и ча­стная филантропия. Особую роль в деле оказания помощи играли семья и сельская община. В античных странах в от­личие от традиционных обществ Востока государственная со­циальная помощь и общественное призрение начали при­обретать системный характер. В государствах древнего мира впервые появились социальные учреждения, формы социаль­ной помощи, общественного призрения и благотворительно­сти, которые получили свое дальнейшее развитие не только в эпохи средневековья и нового времени, но и в период но­вейшей истории.

Контрольные вопросы к теме I.

1. Межличностная, семейная и общинная помощь людей в условиях первобытнообщинного строя.

2. Социальные функции территориальных общин в государ­ствах Древнего Востока.

3. Социальное законодательство в странах Древнего Вос­тока.

4. Зачатки филантропии в древних государствах Востока.

5. Частная филантропия и меценатство в античных госу­дарствах.

6. Формирование элементов государственной социальной по- , мощи в Древней Греции и Риме.

7. Появление ростков общественного призрения в античных государствах.

8. Церковная благотворительность на позднем этапе исто­рии Древнего Рима.