Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.

Единство проблематики мировой юридической науки в контексте духовных запросов третьего тысячелетия.

Тема 2.

2.1.Понятие «проблема» в современном науковедении. Проблематизация гуманитарного знания и герменевтика.

2.2. Проблемы интернационализации права и правового регулирования в контексте глобализации.

2.3.Единство проблематики мировой юридической науки в аспекте правокультурного плюрализма.

2.4. Современные проблемы сравнительного правоведения: от сравнения правовых систем к сравнению социально-правовых и духовных традиций.

Наука есть деятельность человека по выявлению проблем незнания (производства знания), а соответственно контроля, прогнозирования, управления явлениями, процессами, событиями. Следует отличать научную деятельность от научного знания. Научной деятельностью занимаются исследователи, а воспроизводством и систематизацией знания занимаются учёные путём образования (обучения). Подмена этих понятий есть проблема управления наукой. Задачи науки и образования различаются в производстве знания и производстве (воспроизводстве) образованных специалистов - учёных. Многие учёные-исследователи формируют школы, направления научно-практического характера.

Научная проблема — это осознание, формулирование концепции о незнании. Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению. При введении в культуру русского языка понятие «проблема» претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требующая решения. В русской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтён в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределённых вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

Проблема и проблематика не есть научное знание, но при формулировании дефиниций, тезауруса, идей, концепций выполняется основополагающая методология науки: описание, персонификация (поименование), классификация проблем, задач, направлений, объектов, что является постановочной частью (целеуказанием) для стратегии поисковых работ и практической проверке гипотез, концепций, идей.

Герменевтика - один из методов, при помощи которого возможно понимание. Герменевтика- искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений- “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус” Первым научным основанием герменевтики называют психологию, потому что никаких других научных оснований в момент ее возникновения не было.

В настоящее время она используется для решения задач психологического истолкования и не претендует на роль философской дисциплины, имеющей прямое отношение к методологии наук о духе, гуманитарных наук.

Эволюцию герменевтических методов можно представить как процесс, зависящий от уровня развития социальной практики и научного обеспечения решения социальных задач.

Первой “теоретической” системой была библейская герменевтика Аврелия Августина. Он понимал под ней совокупность правил нахождения подлинного смысла Писания.

Очередной поворот в герменевтике был обусловлен практическими задачами, поставленными Реформацией, и был осуществлен М. Флацием Иллирийским (16 век), который вводит новые герменевтические принципы: изучение текста должно учитывать контекст слов, целостность текста и отношения части к целому.

Дальнейшее развитие идей герменевтики связано с постепенным расширением ее области действия: предметом герменевтики становятся любые тексты, то есть фактически подготавливалась почва для превращения герменевтики в общую методологическую концепцию.

Большое влияние на развитие герменевтики оказала также философия языка В. Гумбольдта, который вводит в герменевтику в качестве методологического ориентира новый принцип- принцип диалога.

Одно из центральных мест в историческом движении герменевтических идей занимает герменевтика Ф. Шлейермахера. Он считается одним из создателей герменевтического метода и общей (универсальной) герменевтики, претендующей на решение уже собственно философских задач.

Собственно философского статуса герменевтика впервые достигает в программе обоснования гуманитарных наук В. Дильтея. Герменевтика становится “органоном наук о духе”. “Дильтей определяет герменевтику как искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений”.

Особый метод гуманитарной науки Дильтей называет пониманием, или герменевтикой, а основой его считает понимающую психологию - непосредственное постижение целостности душевно-духовной жизни.

Становление основных принципов герменевтики представляет собой длительный процесс, в ходе которого менялся предмет герменевтики, менялись исторические и социальные условия, развивались научные представления.

Все вопросы герменевтики возникли там, где слово осознается как знак, который используют для передачи сообщения, где возникает проблема понимания таких знаков.

Предмет обществоведческой парадигмы познания столь сложен и неоднозначен по своей природе (иначе совокупность этих предметов называют “популяцией” и составляет совокупность большого числа явлений, индивидов, их отношений, взаимодействий, качественных характеристик и пр. Число элементов популяции столь велико, что их исследование путем эмпирического перебора очень неполно, не дает ясного представления об исследуемом явлении, не позволяет понять его сущность, что является весьма важным для гуманитарных наук и в применение к социологическому познанию. Эта особенность и определяет методы познания путем понимания, объяснения, вчувствования, вживания. Герменевтика, по словам Эрнести должна выполнять две задачи: понимания и объяснения, то есть она должна выявлять и объяснять смысл.

Шлейермахер впервые предпринял попытку превратить герменевтику в универсальную методологию, претендующую на решение философских задач. Он поставил перед собой цель создания общей герменевтики, как “искусства понимания”. Собственно искусство понимания представляет собой практическую сторону истолкования знаков (по Шлейермахеру - текстов), а исследование его принципов связано с теоретической стороной и обусловливает знание конкретных методик правильного их истолкования. То есть речь идет об искусстве интерпретации. Интерпретировать можно только знаки, которыми выражается определенный смысл. Интерпретация есть операция по приписыванию непонятным знакам (явлениям) смыслов или по выявлению уже приданных ранее, но в настоящее время нам неизвестного (скрывающегося) их смысла.

Дальнейшее свое развитие герменевтические идеи получают у М.Хайдеггера. Основными задачами герменевтики он называет процессы истолкования “собственно-человечески налично-существующего”, что является обобщением дильтеевского понятия “остаток человеческого бытия в произведении”. Изложение герменевтики у Хайдеггера основано на следующем понятии “жизнь”- это элементарная структурная единица, в которой представлена (истолкована, структурирована) однородность сознания и предмета. Эта однородность не существует (не находится в действительности), а именно представлена, истолкована.. Хайдеггер предметом герменевтического анализа делает язык.

Обобщая можно сказать, что язык как знаковая система, не только проясняет, но и затемняет. Знаки являются субъектами взаимопонимания, они выступают как сущностное свойство человеческого бытия. Хайдеггер способствует превращению герменевтики в учение о бытии, закрепляет тем самым ее философский статус. Он предлагает так называемую “герменевтическую феноменологию”, где понимание выступает первоначальной формой человеческой жизни. Герменевтика имеет дело с общим отношением к миру, и представляет собой феноменологическое определение специфики самого человеческого существования, так как понимание и интерпретация составляют фундаментальные способы человеческого бытия, а поэтому он рассматривает философию, как герменевтическую интерпретацию этого бытия.

1. Герменевтика- наука о постижении значения (смысла) знаков;

2. Знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм).

3. Герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, вчувствования.

4. Любая знаково-символическая система- это самостоятельная сущность, индивидуальность: а) продукт мыслительной деятельности, средство объяснения создающего субъекта; б) продукт понимающей деятельности, средство понимания, интерпретации воспринимающего субъекта.

5. Герменевтический метод - диалогичен. “Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогичным”.

6. В герменевтике человек является субъектом познания, а символически-знаковая система – предметом познания.

7. Основной задачей герменевтики является постижение, т.н. “глубинного смысла”. Глубинный смысл нельзя свести к чисто логическим или чисто предметным отношениям. Поэтому необходимо воспользоваться особым приемом исследования: “выходом за пределы понимаемого” (принцип вненаходимости). Это постижение осуществляется посредством знаково-символических систем.

8. Т.о. одной из основных задач герменевтического подхода к познанию какого-либо определенного явления, заключается в постижении его модели.

9. Множественность моделей (знаково-символических систем) является положительным фактом только при условии, что каждая из моделей, которая признана адекватной, опирается при своей разработке на систему определенных принципов и правил. Ни один из элементов системы не может быть удален из нее без изменения всей системы в целом.

10. Эффект системности (получение знания более полного, чем суммарное знание, полученное при помощи каждой части системы в отдельности), срабатывает только при одновременном использовании всех принципов, входящих в систему.