Полномочия органов государственной власти в области обороны.

Правовые основы обороны.

Вопрос 9. Правовые основы защиты Отечества.

1.Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета другого государства.

К действиям, совершение которых составляет акт агрессии, относятся:

ü вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства. Как акт агрессии квалифицируется любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, являющаяся результатом вторжения или нападения;

ü применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил;

ü блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

ü нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства;

ü применение вооруженных сил государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на его территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;

ü предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

ü засылка государством вооруженных банд, групп, а также иррегулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Организация обороны в Российской Федерации включает в себя проведение ряда мер, определенных Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне» и другими нормативными правовыми актами, направленных на подготовку к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Исходя из понятия обороны, эти меры можно разделить на следующие основные группы:

ü политические:

· объявление состояния войны;

· введение военного положения;

· прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

· разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ;

· обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны; координацию деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны;

· международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

ü военные:

· строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, планирование их применения, а также их применение в целях обороны РФ;

· производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, планирование использования в интересах обороны радиочастотного спектра;

 

ü мобилизационные:

· планирование перевода органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

· мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

· мобилизационную подготовку органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

· создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

· планирование и осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

· оперативное оборудование территории РФ в целях обороны;

ü экономические меры, связанные с организацией обороны, предусматривают развитие науки, в интересах обороны; финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

ü правовые меры в данной области связаны с разработкой и принятием федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления по вопросам обороны;

ü социальные меры, связанные с организацией обороны, включают в себя предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, предусмотренных действующим законодательством льгот, гарантий и компенсаций, обеспечение других мер социальной защиты указанных лиц.

В настоящее время создана правовая основа обороны, приняты основополагающие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие общественные отношения в области обороны, воинской обязанности и военной службы, мобилизации, а также другим вопросам, связанным с обороной: «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне», «О государственном оборонном заказе» и ряд других. В области обороны действуют и указы Президента РФ. К ним относятся, в частности, Указ Президента РФ от 21.04.2000 г. № 706 «Об утверждении военной доктрины РФ»; Указ Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»; Указ Президента РФ от 27.07.1998 г. № 901 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил РФ»; Указ Президента от 27.07.1998 г. № 900 «О военно-административном делении РФ»; Указ Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ»; Указ Президента РФ от 2.10.1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» и др.

Акты в области обороны приняты и Правительством РФ. Это, в частности, постановление Правительства РФ от 1.06.1999 г. № 587, которым было утверждено Положение о призыве на военную службу граждан РФ; постановление Правительства РФ от 25.12.1998 г. № 1541, которым было утверждено Положение о воинском учете; постановление Правительства РФ от 19.10.1998 г. № 1216, утвердившее Положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и ряд других.

Оборона РФ регламентируется также нормами бюджетного, финансового и других отраслей законодательства РФ.

 

2.В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обороне» и другими законодательными актами РФ полномочиями в области обороны РФ наделены Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ:

Президент РФ наделен Конституцией и законодательством РФ основными полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны страны. К таким полномочиям относятся меры:

ü политические:

· определение основных направлений военной политики РФ;

· утверждение военной доктрины РФ;

· введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

· вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени;

· ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

ü военные:

· осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

· в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий (вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению);

· утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ;

· утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

· присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы;

· утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, до объединения включительно, и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

· принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

· издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределение между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

· утверждает планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами;

ü мобилизационные:

· объявляет общую или частичную мобилизацию в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ;

· утверждает Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

· утверждает План гражданской обороны;

ü экономические:

· утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

· утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

· утверждает планы размещения на территории РФ объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

ü правовые:

· утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, а также положения об органах управления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

ü социальные:

· издает приказы, направленные на обеспечение социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.

В реализации полномочий Президента РФ в области обороны важную роль играет Совет безопасности РФ, который в соответствии с Законом РФ, который в соответствии с Законом РФ «О безопасности» является конституционным органом осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности РФ рассматривает в числе других вопросов внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности.

Совет безопасности РФ формируется Президентом РФ.

Полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны в РФ, в соответствии С Конституцией РФ и ФЗ «Об обороне» обладает и Федеральное Собрание РФ.

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думы федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами также осуществляет меры по обеспечению обороны страны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Основные функции Правительства РФ в сфере организации обороны связаны с реализацией мер экономического и мобилизационного характера.

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам, а также их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам, организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного комплекса.

Правительство РФ осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете, утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственникам транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан РФ к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведение военно-врачебной экспертизы и военных сборов, утверждает Положение о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей.