Принятие

Скука

Жесты самоконтроля

Доверие

*«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма, это оз­начает доверительность, но часто некоторое самодовольство, уве­ренность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит.

*Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении стоя. Что касается руководителей, то чем выше их ранг, тем выше они держат руки. Иногда они просто смотрят на вас сквозь соединенные пальцы. Это очень распространенный жест в отношениях началь­ник-подчиненный.

*Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Это часто также означает доверие.

*Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - автори­тарная поза. Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руководители.

*Жесты, выражающие территориальные права, доминирование или превосходство. Люди часто выражают это следующими жестами: кладут ногу на ручку кресла, ставят ее на выдвинутый ящик пись­менного стола или просто кладут ноги на стол или кресло. Точно так же на желаемое пространство кладутся разные предметы, на­пример, книги, газеты, куртки, - в надежде, что их не уберут. В зале, когда много еще свободных мест, кладут пальто на сиденье впереди себя, чтобы никто не загораживал обзор. В лифте люди, словно бок­серы, сразу расходятся по углам.

*Возвышение себя. Это тоже передает доминантность и превос­ходство. Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, - это физически подняться над этим человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать.

*Один из самых обычных жестов самоконтроля - руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла.

*Когда человек принимает угрожающую позу, то она должна зак­лючаться в сдерживании «ударных» движений. Он схватывает себя за запястья или сдерживает всю руку, держа ее за спиной.

«Мы часто прощаем того, кто наску­чивает нам, но никогда - того, кому на­скучиваем мы». Ларошфуко

*Постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т.п. - все это жесты беспокойства.

*Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полуприкры­ты - человек не старается скрыть свою скуку.

*Машинальное рисование на бумаге свидетельствует о снижение интереса. Пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»). Вер­ный признак того, что человек спит с открытыми глазами, - отсут­ствие какого-либо движения вообще. Это крайняя степень скуки или полное безразличие.

*Руки, прикладываемые к груди, - известный в течение тысячеле­тий, еще со времен Древнего Рима, жест честности и открытости. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обра­щались.

*Женщины, кроме формальных ситуаций, редко используют этот жест; кроме того, прижимание одной или двух рук к груди может оз­начать у них защитную реакцию на внезапное удивление или испуг.

*Жест прикосновения. Те, кто только касается другого или берет его за плечо или руку, обычно хотят прервать его или подчеркнуть что-то. Другой вариант - успокаивающее прикосновение, обычно с соответствующим вербальным сопровождением. Прикосновение может указывать и на симпатию, на то, как хорошо человеку в чьей-то компании.

*Приближение к другому человеку - желание быть ближе к нему или желание вместе работать над рассматриваемым вопросом. Надо только замечать, если партнер начинает отодвигаться - тогда ему этого не хочется. Этот жест сигнализирует также третьим лицам, что разговор для них закрыт.