Тема. Основы планирования и прогнозирования доходов бюджета

Управление государственным долгом

 

Под управлением государственным долгомпонимают совокупность действий государства, связанных с изучением рынка ссудных капиталов, выпуском займов, выплат по ним процентов и купонных доходов, проведение конверсий и консолидаций займов, а также проведение мероприятий по определению первоначальной стоимости облигаций.

Операции, связанные с подготовкой документов, необходимых для продажи государственных ценных бумаг, изучением конъюнктуры на денежном рынке, а также размещения займов среди кредиторов осуществляют Минфин РФ совместно с крупнейшими банками.

В целях управления государственным долгом правительство прибегает к следующим методам:

1. Конверсия – это уточнение условий займа путем уменьшения номинального процента по облигациям.

 

2. Консолидация – объединение краткосрочных и среднесрочных обязательств в долгосрочные.

 

3. Унификация – объединение нескольких займов в один заем.

 


 

Этапы и методы планирования и прогнозирования доходов

 

Планирование и прогнозирование доходов бюджета являются обязательными компонентами бюджетного процесса, без которых действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменение в экономике и в общественной жизни государства. В случае, когда прогнозирование и планирования, являются важнейшими этапами в составлении бюджета, реализации политики государства становится более эффективной, а также появляется возможность рассматривать и осуществлять различные варианты достижения экономических и социальных целей.

 

Выделяют три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

Долгосрочное прогнозирование разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке программ социально-экономического развития, а также для разработки прогнозов и программ на среднесрочную перспективу (3-5 лет).

Краткосрочный прогноз составляется на срок не более года.

Нужно всегда начинать с долгосрочного прогноза.

Под краткосрочным планированием бюджетных доходов понимается оценка бюджетных поступлений в расчете на один финансовый год.

В процессе исполнения бюджета оценивается и анализируется фактическое поступление доходов и при необходимости вносятся изменения в принятый закон о бюджете.

Для контроля за поступлением доходов в бюджет разрабатываются квартальные и месячные планы.

Последовательность этапов планирования доходов представляет собой систему управленческих действий на текущий период и перспективу, тогда как составление краткосрочных планов без тщательной проработки стратегии развития государства может привести к разрыву между бюджетными заданиями и величиной реально поступающих доходов в бюджет.

В результате возникает необходимость в перспективном планировании, основанном на результатах анализа отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих обязательств.

Перспективное планирование предлагает предварительную оценку при условии выполнения выбранной концепции развития экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Разработка прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объема бюджетных поступлений на соответствующей территории, исходя из темпов роста ее экономики ее экономического потенциала, а также эффективности использования ресурсов и потребностей в дополнительных ресурсах.

Таким образом, планирование бюджетных доходов представляет собой комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объема доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу.

В силу того, что основными источниками доходов являются налоговые поступления, важнейшим элементом планирования выступает налоговое планирование и прогнозирование.

Основной задачей налогового планирования является определение объема налоговых поступлений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов и как доходности отдельных предприятий, так и целых отраслей экономики.

Налоговое планирование предполагает три последовательных этапа:

Началом процедуры является процесс сведения воедино и изучения информации о действующем налоговом законодательстве, а нормативов отчислений от собственных и регулирующих доходов, а также о предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемых другими в бюджет.

Т.о. первый этапом налогового планирования является анализ исходных данных для разработки плана налоговых доходов бюджета, а также формирования прогнозов развития территорий на перспективу и составления иных материалов, служащих для расчета налоговых поступлений в бюджет.

На втором этапе налогового планирования осуществляется корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти различных уровней.

Налоговая политика включает совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в бюджеты, с целью выполнения государством своих функций, а в конечном счете создание условий для экономического и социального развития.

В рамках данного этапа (второго) устанавливаются или изменяются поставленные в экономике цели, а также методы, позволяющие воплотить эти цели на практике. Необходимость разделения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы обусловлено различиями социально-экономического уровня конкретных регионов, а также их экономического потенциала.

Таким образом, второй этап налогового планирования заключается в обосновании и корректировке основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Третий этап государственного налогового планирования является расчет сумм налогов зачисляемых в бюджеты всех уровней.

При определении объема налога используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога.

Оценка налоговый поступлений происходит, исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, принятой налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений.

Основной задачей данного этапа является определение объема налоговых поступлений на краткосрочную и среднесрочную перспективы, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей.

 

17.02.2012

Планирование налоговых доходов начинается с составления базового бюджета, под которым понимают ожидаемые поступления от каждого вида налога, предусмотренного действующим законодательством.

Одним из методов прогнозирования базового уровня бюджетных поступлений является метод экспертных оценок (метод Делфи), он представляет собой метод коллективных оценок, основанных на выявлении согласованной оценки группы специалистов путем их опроса.

Для расчета объемов годовых поступлений бюджетных доходов используется метод определения контрольных значений. Он заключается в увеличении доходов прошлого года на ожидаемый уровень инфляции.

Третий метод – метод экстраполяции. Он основывается на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей функционирования и развития экономики и распространения данных закономерностей на будущий период.

 

При планировании доходов в бюджет любого уровня используют как можно большее количество соответствующих методов, чтобы получить наиболее четкую картину.