Тема 3.5. Торговля объектами интеллектуальной собственности

Вопросы для обсуждения

 

1. Сущность и понятие лизинга.

2. Финансовый лизинг.

3. Оперативный лизинг.

4. Возвратный и компенсационный лизинг.

5. Международный лизинг.

 

 

 

Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности – продажа технических знаний, достижении опыта на международном технологическом рынке.

К основным формам международной торговли результатами интеллектуальной деятельности можно отнести следующие:

· лицензионную торговлю;

· франчайзинг.

В настоящее время объектами лицензионной торговли могут являться следующие документы:

· патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретателем, закрепляет за лицом, которому он выдан (патентообладателю), исключительное право на изобретение;

· промышленный образец – новое художественно-конструктор-
ское решение изделия;

· торговый знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних производителей от однородных товаров других производителей;

· «ноу-хау» – имеющие коммерческую ценность, конфиденциальные сведения и научно-технические знания, которые не пользуются правовой охраной. С развитием техники значение «ноу-хау» резко возросло, и оно превратилось в самостоятельный объект лицензионной торговли. Причем в одних случаях «ноу-хау» – это фактическое, но не зарегистрированное изобретение, в других – элемент изобретения, не включенный в описание, либо непатентоспособное изобретение (математическая формула, программное обеспечение и т. д.).

В мировой торговле наиболее часто встречаются следующие виды патентной лицензионной торговли:

· патентные лицензии с одновременной передачей «ноу-хау» и оказанием технической помощи в налаживании производства;

· патентные лицензии с «ноу-хау»;

· чистые патентные лицензии без «ноу-хау».

В первом и втором случаях могут иметь место условия о неразглашении «ноу-хау» в период действия лицензионного соглашения.

Лицензии делятся также на следующие виды:

· самостоятельные, которые предполагают передачу технологий вне зависимости от их материального носителя;

· сопутствующие, которые имеют зависимый характер и представляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Существуют три основных вида лицензий:

· Простая, когда продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии и давать аналогичные лицензии другим.

· Исключительная, когда лицензиар не имеет права давать аналогичные лицензии, но может сам использовать объект лицензии.

· Полная, когда лицензиар полностью лишается права использовать объект лицензии. Такой вариант часто имеет место при лицензировании маломощных фирм.

Лицензионная торговля осуществляется посредством оформления лицензионных соглашений (договоров).

Существует стандартный набор разделов для данного типа договоров: преамбула; определения; предмет соглашения; техническая документация, в которой оговариваются сроки предоставления технической документации, перечень которой находится в приложении; территория действия соглашения; гарантии и ответственность; платежи; усовершенствования; новые патенты, где указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями; техническая помощь; сборы и налоги; информация и отчетность (данный раздел имеет место в том случае, если вознаграждение определяется в виде роялти); обеспечение конфиденциальности; споры; условия вступления в силу соглашения и порядок прекращения его действия, прочие условия.

Особый вопрос стоит в случае определения цены лицензии. Дело в том, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.

Цена лицензии определяется с учетом ряда нижеследующих факторов:

· вероятная прибыль;

· затраты на создание технологии;

· альтернативные издержки;

· издержки передачи технологии (касаются «неформализованных знаний», которые хранятся в голове работника);

· цены на аналогичные технологии у конкурентов;

· потенциальные издержки самостоятельной разработки технологий покупателем;

· издержки нарушения патентных прав.

Цена лицензии имеет два основных вида:

1. Роялти – периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения.

В этом случае цену лицензии можно выразить следующей формулой:

,

где Сp – цена лицензии;

Vi – объем продукции в i-ом году;

Zi – цена единицы продукции в i-ом году;

Pi – размер роялти в i-ом году;

t – срок лицензионного соглашения минус срок освоения лицензии.

 

Средний уровень роялти составляет 3–7 %.

Данная формула вознаграждения присутствует в 90 % случаев заключения лицензионного соглашения.

2. Паушальные (единовременные) платежи, которые устанавливаются на основе экспертных оценок. Также они могут быть в виде передачи ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20 % акций.

Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактическую прибыль. Также имеют место комбинированные платежи.

Франчайзинг – способ деятельности или услуга, при которой продавец передает покупателю право на использование своей торговой марки. Кроме того, продавец обеспечивает условия, при которых использование покупателем торговой марки будет соответствовать стандартам, которые с ней ассоциируются; он оказывает услуги в рамках технической помощи, повышения квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению.

Различают три вида франчайзинга:

· Франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании, исключительно под ее товарным знаком (продажа бензина, автомобиля).

· Комплексный франчайзинг, предусматривающий предоставление дилеру головной компанией прав на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии, технологию бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции (ресторанный бизнес).

· Розничный франчайзинг, который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и т. д.

Выгоды для продавца – возможность проникнуть на другой рынок (более емкий и более доходный); для покупателя франчайзинг является способом использования известной торговой марки, привлечения иностранных инвестиций, приобретение зарубежного управленческого опыта и технических знаний.

Успех франчайзинга обеспечивает известность торговой марки, стандартизацию продукции и услуг (легкость передачи опыта).