Тема 2.5. Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль в регулировании международной торговой политики

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие демпинга и причины его возникновения.

2. Классификация демпинга.

3. Этапы расследования демпинга.

4. Меры защиты против демпинга.

 

 

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальная организация, регулирющая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, было создано в Женеве в 1947 г.

ГАТТ (ВТО) основывает свою деятельность на следующих четырех основных принципах:

· торговля должна быть недискриминационная (режим наибольшего благоприятствования);

· неприменение количественных ограничений или аналогичных мер в целях защиты национального рынка;

· взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов;

· разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма.

Первое и важнейшее положение, принявшее форму режима наибольшего благоприятствования, есть не что иное, как тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли.

ГАТТ не рекомендовал странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения равновесия платежного баланса.

Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и до трансформации ГАТТ в ВТО в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. Вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшались с 40–60 % в 1945–1947 гг. до 3–5 % в начале 90-х гг.

Во время Уругвайского раунда продолжались усилия по либерализации и координации торговли отдельными видами промышленных товаров: текстилем, одеждой и сельскохозяйственными товарами. В области торговли текстилем и одеждой прогнозируется полная ликвидация таможенных пошлин и количественных ограничений к 2005 г. По сельскохозяйственным товарам решения носили более ограниченный характер: ликвидация субсидирования и сокращение на 30–40 % экспортных и производственных субсидий. Одновременно предполагается отказ от всех форм регулирования сельскохозяйственной торговли в пользу таможенных тарифов.

Новым моментом в подходе ГАТТ стало введение понятия «законные» субсидии, т. е. допускаемые к применению в противоположность «незаконным», использование которых во внешней торговле запрещено. К числу «приемлемых» и «законных» были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием. Были также введены минимальные количественные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается «законным» (3 % общего импорта или 1 % общей стоимости товара).

В числе других вопросов рассмотрены торговые аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли услугами.

Важным результатом Уругвайского раунда стало принятие в апреле 1994 г. решения о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Сохраняя все положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет осуществлено не просто либерализацией, а так называемыми «увязками». Смысл «увязок» заключается в том, что стра-
ны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов, лишь в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта увязка протекционистских и либерализующих программ должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий тех или иных стран.

К настоящему времени ВТО насчитывает 148 стран-участниц, на которые, после приема Китая, приходится почти 97 % мировой торговли. Выработанные с учетом интересов многих государств и проверенные практикой правовые регламенты ВТО обеспечивают цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена, поэтому присоединение Республики Беларусь к ней обусловлено и, очевидно, особенно в перспективе, принесет несомненные выгоды. Полноправное участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, которые апробированы в экономике большинства стран мира и показали на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота.

В настоящее время Беларусь ведет заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран.