Лекция 7.

План.

1.Отношения России с Кавказом в XYI-XYII вв.

2.Турция и Иран в борьбе за Кавказ.

 

А.) Как развивалось кавказское направление внешней политики России в XYI-XYII вв.?

Политика России на юге предполагала установление и развитие связей с народами и государственными образованиями региона. Во взаимоотношениях с кавказскими владетелями царское правительство с самого начала занимало достаточно сдержанную позицию. Для правителей региона, находившихся между "двух огней" в лице Турции и Персии, уже тогда характерна была практика решать вопросы посредством использования внешней военной силы, и эта роль предназначалась России. Показательно в этом плане установление особых дипломатических отношений с монархом наиболее крупного и ведущего грузинского царства - Кахетии (в российских документах того времени - Иверская земля) - Александром II, подписавшим прошение о переходе своего царства в полное подданство московского царя. Причем инициатива подданства России исходила от самого царя Александра, пытавшегося использовать Московское царство для освобождения Кахетии от персидского гнета и недопущения ее аннексии Османской империей. На Кавказ была направлена военная экспедиция под командованием воеводы А.Хворостина. Но она потерпела поражение от горцев Северного Кавказа. Было очевидно, что Московское государство в конце XVI века еще не могло оказывать вооруженный протекторат таким отдаленным государственным образованиям, как Кахетия. Тем не менее, данной военно-политической акцией Россия обозначила свою позицию и интересы на Кавказе, а в полном титуле царя Федора Иоанновича уже значился титул "государя земли терской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкесских и горских князей".

Борис Годунов, несмотря на сложную внутриполитическую обстановку в стране, продолжил политику, направленную на развитие отношений и оказание помощи отдельным грузинским государствам, в том числе и Кахетии. В 1604 году им была вновь направлена военная экспедиция во главе с воеводами И.М.Бутурлиным и В.Т.Плещеевым. Отряду, возглавляемому И.М.Бутур-линым, пришлось в Дагестане столкнуться уже непосредственно с турецкими войсками, и он был полностью уничтожен. Дальнейшие события в Кахетии (убийство царя Александра, переориентация захватившего престол его сына Константина на Персию) временно ослабили российско-кавказские политические отношения.

В целом отличительной чертой российско-кавказских политических отношений в данный период являлась их фрагментарность и эпизодичность, а также то, что они, как правило, строились не под эгидой государства, а на региональном или приграничном уровне.

Основной акцент во внешнеполитической деятельности России на кавказском направлении делался на противодействие военно-политической экспансии Турции, посредством установления и развития торгово-экономических и военно-политических отношений с народами и государственными образованиями региона, а также установления военно-политического "союза" с Персией, для которой господство в регионе Османской империи было столь же опасно, что и для России.

Цели Турции, например, заключались в установлении своего протектората над всем Закавказьем и Дагестаном; находящихся в вассальной зависимости Персии, а также перехода под ее контроль транзита шелка и других товаров из Персии и Индии в Европу. К России выдвигались требования восстановить Астраханское ханство и не вмешиваться в кавказские дела. Поэтому российско-персидский альянс был взаимовыгоден.

Таким образом, основные цели экспансии Российского государства на Кавказ в XYI-XYII вв. определялись его потребностью обеспечения военной безопасности, что представляло собой задачу стратегического характера. Эта цель реализовывалась посредством установления дипломатических и иных контактов с рядом кавказских государственных образований и развития торгово-экономического союза с Персией с тем, чтобы уравновесить военно-политического мощь Османской империи в регионе.

Все вышеперечисленные акции русского правительства на Кавказе знаменовали собой лишь поиск подходов к решению основного вопроса - ее полноценному утверждению в регионе. В силу же отсутствия достаточных сил и средств, собственной уязвимости на данном направлении они носили не последовательный и эпизодический характер.

 

Б.) Как можно охарактеризовать состояние северокавказских и предкавказских социумов в период установления ими отношений с Москвой?

Вскоре после смерти Тимура его держава распалась. Но Золотая Орда уже не смогла оправиться от нанесенного ей поражения. В начале XV в. она разделилась на Казанское, Ногайское и Крымское ханст­ва, а на Северо-восточном Кавказе образовалось несколько мелких мусульманских государственных образований. Их развитие шло крайне разнообразно и неравномерно. Если одни из них слабели и распадались на части, то другие все более расширялись и крепли.

К XV в. постепенно в Дагестане восстанавливает силы Табасаран, раз­делившийся на северное майсумство и южный казият. В Нагорном Даге­стане появляются новые крепкие мусульманские государства — Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Казикумухское шамхальство, Дербент­ский эмират. Первое охватывало земли современной Аварии, Кайтаг и Казикумух поделили ме­жду собой не только горы, но и плоскость Центрального и Северного Даге­стана.

Наиболее сильным госу­дарством стало Казикумухское шамхальство, заставлявшее остальные владения платить себе дань. Правившие в Казикумухе, Кайтаге и Аварии наследные князья возводили свои роды к потомкам пророка Мухаммеда, пришедшим на Кавказ с легендарным арабским полководцем Абу-Муслимом, хотя арабские генеалогии этих владык в большинстве своем не от­ражены в раннесредневековых источниках, а сами титулы — уцмий, нуцал, майсум, кроме шамхала, — появились только в послемонгольское время.

Во внутренних районах Нагорного Дагестана и Чечни началось усиле­ние сельской общины или джамаата. К XV-XVI вв. тут появилось несколько десятков союзов сельских общин. В литературе такие союзы обычно называют «вольными обществами».

Не все из них были самостоятельны. Большинство дагестанских вольных обществ зависело от казикумухских шамхалов, другие — от кайтагских уцмиев или аварских нуцалов. Они выплачивали им ежегодный поземельный налог и выставляли ополчение из всех взрослых мужчин в войско своих сюзеренов на случай войны. Укрепление общины и некоторая стабилиза­ция политической обстановки происходили на фоне подъема экономики региона. В эту эпоху восстанавливается волго-каспийская торговля. Растут старые и появляются десятки новых селений в горах и на плоскости.

Начиная с XIV-XV вв., более развитые северокавказские общества дели­лись на ряд сословий. Основное население региона было представлено сословием узденей. Как и на Северо-Западном Кавказе, в Дагестане, Чеч­не и Ингушетии этим тюркским словом называли не только горских дво­рян, но и свободных общинников. Они делились на богатых, средних и бедных; родовую знать и менее родовитых; коренных и пришлых и т. д. Все уздени участвовали в народном собрании общины, служили в ополчении своих джамаатов.

В районах, зависевших от шамхалов, нуцалов или более мелких князей (беков), предводителями ополчений выступали ханы. По­следние стояли на самом верху сословной иерархии. Беки и потомки от браков беков с узденями, носившие имя чанков, считались ниже их по положению. В период наибольшего могущества Казикумухского шамхальства беки и чанки из Казикумуха проникли в ряд высокогорных джамаа­тов. Только в Северо-Западном Дагестане, Чечне и Ингушетии так и не сложилось ханско-бекского сословия.

В положении крепостных пребывали райяты, прикрепленные к землям, находившимся в частной собственности (мульк) или пожалованным на ус­ловии несения военной службы бекам и служилым узденям. На плоскости на землях ханов находились целые райятские поселения. Так, в при­морском Дагестане весь тюркский народ терекеме считался райатами кумыкских беков. В горах Чечни и Северного Дагестана райатов было не­много. Низшую ступень сословной иерархии занимали рабы (лаги, кули, караваши). Они принадлежали отдельным кланам (тухумам, тейпам). Ис­точниками формирования лагского сословия были военные походы и ра­боторговля на невольничьих рынках. В высокогорной части региона рабов было немного. Зато в центральной, предгорной Аварии, в Лакии, у даргин­цев и кумыков лагское сословие занимало видное место и играло большую роль в хозяйственной жизни общины. Описанное выше социально-политическое устройство региона с незначительными изменениями про­существовало до присоединения региона к России.

В XVI-XVII вв. на Северо-Западном Кавказе происходит складывание более крупных этнических объединений и их консолидация в народности. Сосредоточение власти происходит в руках знати: у адыгов — князья (пши), уорки, у абазин — ахи и агмиста, в Осетии — бадиляты и алдары, в Карачае — бии, чанки и сырма-уздени трех разрядов. Более мелкие владетели находились в вассальной зависимости от них.

В XVII в. в Кабарде, в ходе междоусобной борьбы сильные владетели подчиняли себе сельские общины, вводя для них обязательную повинность - ясак. Часть сельских обществ нагорной зоны не имела зимних пастбищ и зависела от владельцев соседних пастбищ. Основная часть сельского населения при этом оставалась лично свободной. Наиболее эксплуатируемыми были лич­но зависимые крестьяне, оказавшиеся на положении крепостных. Рабство имело патриархально-домашний характер. Сохранялись родственные ор­ганизации и патриархально-родовые порядки.

Во время войны и угрозы нападения извне по горским адатам все мужское население было обязано участвовать в защите владетельных тер­риторий, уклонявшиеся наказывались крупным штрафом или изгонялись. Низовой административной единицей были общины, некоторые из кото­рых объединялись в военно-политические союзы.

В осетинских обществах административная власть находилась в руках феодалов-бадилят, господство­вал территориальный принцип расселения при усилении политических прав сильных семей, когда определенные тухумы получали исключительное право на должности старшин. В мирских сходах — органах самоуправления — участ­вовало все мужское население. Осетины и карачаево-балкарцы были разде­лены на мелкие политические объединения, которые постоянно дробились на более мелкие и управлялись княжескими сословиями, а также их вассалами из числа узденей.

Нормы поведения в обществе, внутренняя жизнь определя­лись обычным правом с большим влиянием норм родового строя (присяга, кровная месть). Низовая общественная ячейка в гор­ских обществах (сельская община — джамаат, вотчина, крупное селение-кабак) имела свои обычаи и органы управления.

В начале XVI в. во главе Кабарды находился старший князь, избирае­мый по очереди из княжеских семей. Борьба за получение данного досто­инства приводила к кровопролитным столкновениям. Во 2-й половине ве­ка (в 1580-е гг.) при старшем князе Темрюке Ильдаровиче была предпринята неудачная попытка объединения, но даже общека­бардинский съезд не смог решить этот вопрос. В итоге к XVII в. произошло разделение Кабарды на Большую и Малую, которые в дальнейшем были мало связаны.

В Большой Кабарде было пять княжеских уделов, в Малой — два. Каж­дое удельное княжество состояло из нескольких десятков деревень. Главой удела автоматически становился старший по возрасту из князей, в управленческий аппарат входили казначей, дворецкий, сборщики податей, лич­ные телохранители — «ближние уздени» и др. Высшая исполнительная власть в Большой Кабарде принадлежала Верховному князю, избираемо­му на собрании представителей уделов из удельных князей, а законода­тельная - Совету удельных князей (Хаса).

Низовой административной еди­ницей была деревня, владелец которой выполнял административно-полицейские функции. В частых междоусобных войнах знать прибегала к помощи со стороны Крымского ханства.

На территории западных адыгов наиболее сильные позиции имело Жанеевское княжество Кансуковых в нижнем течении Кубани, а также объе­динение хатухайцев. Ближайшую к Кабарде гористую территорию занима­ли бесленеевцы. В XVII в. их оттеснил улус Малого Ногая. В горах прожива­ли «вольные черкесы» — общества натухайцев, шапсугов, абадзехов и др., объединявшиеся в сельские общины. Абазины были разделены на две группы — таланта и шкаруа, которые также делились на более мелкие и назывались по имени фамильных владетельных князей («аха»). В середине XVII в. верховным правителем «Абазинской земли» считалась феодаль­ная семья во главе с «большим братом» — цекой-мурзой. Они были зави­симы от кабардинских князей. К середине века кабардинские феодалы контролировали значительную часть северокавказской территории.

К концу XVII в. между левобережьем Кубани и Главным Кавказским хребтом до р. Сунжа на востоке проживали адыги и кабардинцы. Соседями западных адыгов и кабардинцев были абазины, проживавшие по рекам Большой и Малый Зеленчук, Баксан, Малка, Кума, в прибрежных и горных районах Причерноморья, а также убыхи. На северных склонах централь­ной части Главного Кавказского хребта в ущельях проживали карачаевцы и балкарцы, в горной части [Центрального Кавказа — осетины. Границы расселения были неустойчивы.

 

В.) Как проходило соперничество Турции и Ирана за Кавказ?

В XVI-XVII вв. Северо-Восточный Кавказ стал предметом борьбы между Османской империей и Ираном, оспаривавших господство в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Эпоха иранских завоеваний в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе связана с деятельностью иранских шахов из династии Сефевидов. Их главной опорой были воинственные тюркские кочевники Закавказья, принадлежавшие к военно-религиозному братству сефевийя, созданному предком Сефевидов шиитским шейхом Сефи-ад-дином Исхаком Ардебили. Походы на Северный Кавказ проходили под ло­зунгом распространения шиизма.

В свою очередь, турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под пред­логом обращения в ислам еще не ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и Северо-Западного Дагестана, а также борьбы с шиитской «ересью». Они использовали войска крымских ханов из династии Гиреев.

Правители и «вольные общества» Северо-Восточного Кавказа вынуж­дены были лавировать между двумя державами. Кайтаг традиционно при­держивался проиранской ориентации. Чеченские и ингушские тейпы, аварский хан и кумыкские беки признавали над собой власть крымских Гиреев. Казикумухское шамхальство обычно поддерживало турок и крымцев. К концу XVI в. шамхалы все больше отходят от союза с Османской им­перией и Крымским ханством. Позднее шамхальство отказалось выступить вместе с крымцами на войну с Ираном, за что Кази-Кумух был разрушен турками. В конце XVI в. шамхал Сурхай (Суркай) признал себя вассалом иранского щаха Аббаса I. В 1642 г. шамхальство распалось на Казикумух­ское ханство и Тарковское шамхальство. Шамхалы перенесли свою столи­цу в кумыкское с. Тарки.

Со временем местные властители все чаще стали посылать посольства в Москву за посредничеством и поддержкой в случае военных столкновений и споров с соседями. В 1614-1615 гг. царю Михаилу Федоровичу присягнули западные черкесы, в 1643-1645 гг. — абазины. В 1645 г. царю Алексею Михайловичу принесли присягу Малая и Большая Кабарда. Кабардинские князья играли роль посредника в связях русских властей с другими народами региона. Алек­сей Михайлович, Иван Алексеевич и Петр Алексеевич назывались царями «кабардинской земли, черкасских и горских князей».

В 1671 г. почти 8 ме­сяцев продолжалось вторжение войск крымского хана в Кабарду, ставшую ареной соперничества Турции и России. В русско-турецкой войне 1676-1681 гг. небольшая часть кабардинцев участвовала на стороне России. В этот же период посредническую роль между Османской империей и наро­дами региона начинают играть карачаевские и абхазские князья.

В XVII в. многие государственные объединения региона не раз вступали в союз или вассальную зависимость от православных правителей России, видя в ней противовес частым нашествиям на Дагестан турок и персов. Так поступали шамхалы Тарковские, аварские нуцалы, некоторые южнода-гестанские ханы, чеченские и ингушские «вольные общества».

В целом отличительной чертой русско-кавказских политических отношений в данный период являлась их фрагментарность и эпизодичность, а также то, что они, как правило, строились не под эгидой государства, а на региональном или приграничном уровне.

Основной акцент во внешнеполитической деятельности России на кавказском направлении делался на противодействие военно-политической экспансии Турции, посредством установления и развития торгово-экономических и военно-политических отношений с народами и государственными образованиями региона, а также установления военно-политического "союза" с Персией, для которой господство в регионе Османской империи было столь же опасно, что и для России.

Цели Турции, например, заключались в установлении своего протектората над всем Закавказьем и Дагестаном; находящихся в вассальной зависимости Персии, а также перехода под ее контроль транзита шелка и других товаров из Персии и Индии в Европу. К России выдвигались требования восстановить Астраханское ханство и не вмешиваться в кавказские дела. Поэтому российско-персидский альянс был взаимовыгоден.

Таким образом, основные цели экспансии Российского государства на Кавказ в XYI-XYII вв. определялись его потребностью обеспечения военной безопасности, что представляло собой задачу стратегического характера. Эта цель реализовывалась посредством установления дипломатических и иных контактов с рядом кавказских государственных образований и развития торгово-экономического союза с Персией с тем, чтобы уравновесить военно-политического мощь Османской империи в регионе.

Все вышеперечисленные акции русского правительства на Кавказе знаменовали собой лишь поиск подходов к решению основного вопроса - ее полноценному утверждению в регионе. В силу же отсутствия достаточных сил и средств, собственной уязвимости на данном направлении они носили не последовательный и эпизодический характер.

 


Раздел 4. Борьба России за Кавказ

в XVIII–XIX веках.