Тема 2. Право и правовая норма. Правовая система общества и система российского права

 

Нередко под правом понимается возможность и свобода поведения людей. Иногда о праве говорят как о моральной возможности, иногда как об эстетической возможности.

Право– общая мера свободы и справедливости поведения, обеспеченная обществом и государством. Оно обладает признаками: нормативность, формальная определенность, обеспеченность, динамизм, системность.

Нормативность – право регулирует широкий круг обстоятельств, случаев, оказывает общее направляющее воздействие на всех субъектов, действует постоянно, вплоть до отмены или изменения. Формальная определенность проявляется в точности, конкретности поведения, границ правомерного и неправомерного содержания прав и свобод, форм и средств их обеспечения и защиты, размера и вида ответственности. Формальность (форма) – данное закрепление содержания права в различных его источниках – законы, указы, нормативные договоры. Обеспеченность права – поддерживает и защищает общество и государство. Средствами обеспечения являются: юридические обязанности, организующая деятельность государства, его органов; правовое поощрение (моральные, материальные и юридические стимулы), государственное принуждение, применяемое за нарушение права. Системность права – все его элементы связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. Нормы права могут действовать, только опираясь на принципы права. Динамизм права проявляется в своевременной отмене устаревших и противоречащих юридических документов, в правомерном и правомерно-активном поведении индивидов (динамизм характеризует право в действии).

Наряду с основными признаками права большое значение имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Они служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения зависит уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, они обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, характером господствующего в стране политического режима, основными принципами построения и функционирования политической системы тог или иного общества.

Принципы права не всегда имеют открытый характер и четко формулируются в нормах, отраслях права, правовых институтах. Иногда требуется проведение определенной аналитической работы для того, чтобы открыть тот или иной принцип права и раскрыть его сущность и содержание.

Наиболее распространенная классификация принципов права имеет своим критерием подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или на одну отрасль права. В зависимости от этого есть общие, межотраслевые и отраслевые принципы права. Так, общими принципами, то есть принципами, распространяющимися на всю систему права, можно назвать неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина и принадлежность их каждому от рождения, принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Межотраслевые принципы права охватывают собой две или более отрасли права, преимущественно смежные, близко соприкасающиеся между собой отрасли. Так, для трудового, семейного права и права социального обеспечения характерны следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан и т.д.; запрещение принудительного труда.

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д. Например, отраслевыми принципами права социального обеспечения являются такие принципы, как всеобщность социального обеспечения, финансирование социального обеспечения за счет федерального бюджета, универсальность при предоставлении социального обеспечения и т.д.

В теории права выделяют следующие четыре функции права: 1) регулятивно-статическая или функция закрепления общественных отношений. Наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса субъектов права. Реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм. 2) регулятивно-динамическая определяет каким должно быть будущее поведение людей. Осуществляется с помощью обязывающих прав. 3) охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется государственными органами, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственно-властным принуждением. 4) оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Здесь играют роль охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная и положительная оценка тех или иных возможных действий (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента и т.д.).

В системе регулятивных средств, существующих и функционирующих в каждом обществе большое значение имеют социальные нормы. Так, российский правовед Г.Ф. Шершеневич еще в 1910 г. писал: «Где есть общество, там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям»[1]. Таким образом, социальные нормы, или правила поведения, регулируют отношения между отдельными индивидами, меду индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом. Одной из разновидностей социальных норм являются правовые нормы. Однако наряду с ними к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи, религиозные и другие нормы.

Итак, норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, обеспеченное обществом и государством, выраженное в статье юридического документа и направленное на регулирование общественных отношений. Из данного определения можно вывести следующие признаки норм права. Во-первых, норма права представляет собой правило поведения общего характера, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере его действия. Полно выражает права и свободы, обязанности, меры поощрения, принуждения, что оказывает позитивное воздействие на субъектов (в этом и заключается сущность нормы права как формально-определенного правила поведения). Во-вторых, норма права закрепляется в статьях нормативных документов. В-третьих, действие норм права обеспечивается обществом и государством.

Структура (строение) нормы права. Гипотеза – элемент нормы права, определяющий условия, при которых она начинает действовать (место, время действия, участники и т.д.). Диспозиция – элемент нормы права, определяющий само правило поведения (права и обязанности участников правоотношения). Санкция – элемент нормы права, определяющий юридические последствия для участников после реализации диспозиции. При отступлении от диспозиции наступают негативные последствия – меры наказания. При поведении в рамках диспозиции – позитивные последствия – приобретаются необходимые блага, даются поощрения.

Виды норм права: по отраслям делятся на государственную, гражданскую, семейную, административную, уголовную и иные отрасли права.

В зависимости от характера содержащихся в нормах правил поведения нормы права могут быть 1) управомочивающие, т.е. закрепляют возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу); 2) обязывающие, которые закрепляют обязанность совершать определенную положительную деятельность (платить налоги, защищать Отечество); 3) запрещающие, закрепляющие обязанность не совершать недозволенные действия (например, грабить, применять насилие и т.д.).

По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Первые направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между субъектами права путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Такая норма определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Вторая группа (охранительные нормы) фиксирует меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Эти норма определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного характера и воздействие (например, норма уголовного закона).

По методу правового регулирования нормы права могут быть трех видов. Императивные нормы имеют строгий, властно-карательный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении (например, нормы административного права). Диспозитивные нормы имеют преимущественно автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договариваться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. Рекомендательные нормы права адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По сфере действия: нормы общего действия – распространяются на всех субъектов (Конституция РФ, ГК РФ и др.); нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти субъектов федерации. Нормы локального действия – действуют в рамках общественных или частных структур.

Нормы права в отличие от иных социальных норм, во-первых, закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Во-вторых, нормы права содержатся в актах, издаваемых или санкционируемых государством, точнее, уполномоченными на то государственными органами. В-третьих, они закрепляются в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме. Таким образом, нормативно-правовые акты – это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Более подробно иерархию нормативно-правовых актов мы рассмотрим в третьей теме, посвященной изучению источников права. Сейчас же обратимся к вопросу о правовых системах современности.

Национальная правовая система – взятое конкретное историческое единство права, юридической практики и правовой идеологии отдельно взятой страны. Семья правовых систем – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования и развития источников права: структуры права, правореализации и правовой идеологии.

Общая характеристика романо-германской правовой семьи: единая построенная система источников писанного права, главное место занимают нормативные акты (законодательство). Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель (судья, административные органы) лишь применяет эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах. Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. Деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Англо-саксонская семья: основной источник права – судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по делу и распространяющиеся на аналогичные дела) – так называемое общее право. Ведущую роль имеет суд, который занимает особое положение в системе государственных органов. Главное значение имеет процессуальное право, которое во многом определяет право материальное. Нет кодификации, отраслей права. Отсутствует деление права на частное и публичное.

Семья религиозного права. Творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания навсегда, в них нужно верить и соблюдать. Источники права – религиозно-нравственные нормы и ценности (Коран, Сунна). Очень тесно переплетены юридические положения и религия, философия и моральные постулаты, местные обычаи образуют в своей совокупности единые правила поведения. Особое место в источниках занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе решения. Отсутствует деление права на частное и публичное.

Российская правовая система: юридический источник – нормативно-правовой акт. Для нашей законодательной системы характерна кодифицированность. Понятийный аппарат схож с романо-германской семьей. В настоящее время имеет место развитие частного права. Разнообразие юридических источников права. Усиливается система кодификации. Децентрализация правового регулирования. Попытка преодоления правового нигилизма.

Правовую систему следует отличать от системы права.

Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. В определенные периоды развития общества и права на первый план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма – это первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает изменения, в нем происходящие. Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Институты права могут быть отраслевыми и межотраслевыми. Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Они делятся на материальные и процессуальные. Основанием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Норма права – это элемент системы права, выраженное в статье юридического документа правило поведения.

Международное право как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами, имеет много особенностей по отношению к внутригосударственному праву. Эти особенности таковы, что международное право рассматривается как особая система права. Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают главным образом суверенные государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. Поскольку в международном общении в качестве его участников выступают суверенные государства, то это исключает существование над ними какой-то власти. Указанное обстоятельство применительно к процессу образования норм означает, что в такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

В международном праве в отличие от национального отсутствуют и исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют сами участники общения – государства.

Суверенитет основных участников международного общения определяет и такую особенность международного права по сравнению с национальным правом, как отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

Далее обратимся к вопросу, что понимают под правовым регулированием. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

Существует два метода правового воздействия: 1) Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. 2) Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. С его помощью регулируются отношения, где приоритетным является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Они используются в публично-правовых отраслях (административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Первый – это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий. Второй – обязывание как предписание совершить какие-то действия. Третий – запрет, т.е.возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Обязывание и запрет имеют сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом – пассивный. К дополнительным способам относят: применение мер принуждения (вид обязанности), предупредительное воздействие норм.

Существует две юридические формулы, на основе которых выделяют два типа правового регулирования. Первая: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. Это так называемый общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Их объем невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Тип способствует проявлениям активности, инициативности, самостоятельности в решении жизненных задач. Вторая формула: запрещено все, кроме прямо разрешенного. То есть участник может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные – запрещены (так называемый разрешительный тип). Указывается точный, строго ограниченный объем правомочий, все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.