Тема 1. Общие положения о государстве

Текст лекций

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

 

 


Раздел 1. Государство и право. Их роль в жизни общества

 

Вопрос о понятии государства занимал философов и юристов всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства, начиная с Древнего Рима и Греции, вплоть до наших дней.

Смысл термина «государство» различается в зависимости от научных подходов. Самый обширный имеет место, когда государство выступает как синоним понятия «страна» (в ее политико-географическом значении). В этом значении «государство» используется в международном праве и употребляется в русской дореволюционной литературе. Государство-страна включает в себя 3 элемента: население (народ), территория, власть.

Второе значение термина «государство» охватывает форму организации, аппарат, механизм власти в обществе. Термин «государство» может обозначать и систему высших органов власти.

В юридическом плане важно понимание государства как организации политической власти, существующей в определенной стране. Это сложное социальное и политическое образование, которое можно познать лишь путем абстракции, синтеза определенных присущих ему признаков: публичная политическая власть, деление населения по территории, суверенитет, налоги, займы, фонды, символика.

Иными словами, термин «государство» употребляется для обозначения политической организации общества, страны, общества в целом, цивилизации. Выбор того или иного термина зависит от контекста.

Таким образом, государство – это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации, классы, социальные слои и группы населения) в пределах определенной территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и организаций своими специфическими признаками.

Традиционно выделяют следующие признаки государства: 1) наличие территории, 2) население или народ, живущие как замкнутое сообщество, 3) публичная суверенная власть. Кроме того, дополнительно выделяют еще некоторые признаки: 1) собственная правовая система, 2) особая государственная символика, 3) собственная денежная система и т.д.

Однако, данные признаки государства в последнее время ставятся под сомнение в силу кризиса национального государства. Сформировавшиеся в мире транснациональные потоки капиталов, товаров, технологических разработок, людей вышли за пределы национальных государственных границ. Для современных сообществ такие характеристики как суверенность, территория, ограниченность, наличие публичных органов управления утрачивают свое значение.

В силу этого в теории предлагается выделять следующие признаки государства: 1) всеобщность, т.е. государство охватывает всех членов общества, а также лиц, сохраняющих с ним публично-правовую связь; 2) властность. Власть вообще – это способность ограничивать поведение людей; 3) универсальность, то есть распространяется на все без исключения сферы жизнедеятельности людей; 4) суверенитет. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику; 5) публичность власти. То есть власть способна делать свои веления всеобщими, охватывает все население страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. С другой стороны, публичная власть есть особая организация, состоящая из специального разряда людей, проводящих в жизнь меры, направленные на реализацию общих социальных интересов.

Далее рассмотрим функции государства. Под функциями государства следует понимать основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, его деятельность приобретает практическую направленность. Функции государства конкретизируют цели государственного управления на каждом этапе развития общества. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, поэтому у государства нет выбора – выполнять их или нет.

Функции государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Во-первых, по отраслям в сфере общественной жизни, в которой они действуют, функции могут быть разделены на шесть видов: а) экономическая функция государства – это управление экономическими процессами. В зависимости от общества эта функция варьируется от общего регулирования экономических процессов при минимальном вмешательстве государства в экономику, до централизованного планового управления; б) идеологическая функция. Она заключается в утверждении в сознании людей общей для всего социума идеи государства. Варьируется от утверждения идеологии равенства и гражданской ответственности в демократических государствах, до тотального и единственно верного целеполагания жизни человека в антидемократических государствах; в) социализаторская функция как функция по созданию общих условий жизнедеятельности человека (например, экологическая функция, природоохранная, охрана труда и т.д.); г) правоохранительная функция – это деятельность по правовому регулированию, борьба с правонарушителями и т.д.; д) защита суверенитета или оборона страны; е) внешне-экономическое и гуманистическое сотрудничество с другими государствами (например, воссоединение семей, культура).

Далее функции можно классифицировать по связям с внешним миром на внутренние и внешние. Первые состоят в реализации государством задач внутреннего развития общества и направлены на осуществление внутрихозяйственных, социальных, культурных и других вопросов. Внешние – это отношения с иностранными государствами, международными и межгосударственными организациями.

Также может иметь место классификация по значению для государства в реализуемых в данных функциях целях: основные, т.е. те цели, без осуществления которых жить государство не может, и дополнительные, которые по времени осуществления, в свою очередь, делятся на: временные, т.е. присущие государству только в определенный отрезок времени, ординарные и чрезвычайные.

Следующее, что необходимо рассмотреть, изучая общие положения о государстве, – это форма государства. Форма государства – совокупность систем организации государственной власти, которая включает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Исследовать государство с точки зрения его формы, значит изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

Форма правления – система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Различают 2 вида формы правления – монархия и республика.

Отличительной особенностью монархии является принадлежность верховной власти не избираемому народом, а монарху (королю, шаху), представляющему царскую династию, он не несет ответственность перед населением, власть передается по наследству.

В республике высшие органы государственной власти избираются населением, их деятельность ограничена определенным сроком, они несут ответственность перед избирателями. Виды монархии и республик зависят от типов государств и от условий их возникновения и функционирования.

Монархия бывает двух видов: дуалистическая (ее еще называют неограниченная или абсолютная) и парламентарная (ограниченная или конституционная) монархия. В первом случае монарх – это единый высший орган государства (такая монархия в настоящее время имеет место, например, в Саудовской Аравии). При дуалистической монархии имеет место формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. При этом парламент фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентарной (или конституционной) монархии в настоящее время могут служить Великобритания, Дания, Швеция и др.

Республика также может быть двух видов: президентская и парламентарная. В президентской республике высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а управление страной – президенту. При этом президент – глава государства и правительства. Правительство ответственно только перед Президентом, которого избирают избиратели или избирательная коллегия (например, коллегия выборщиков в США). Он имеет право принимать участие в законотворческой деятельности, налагать вето на закон, принятый парламентом. Однако, президент не обладает правом роспуска парламента, а парламент не может сместить президента и принять решение об отставке правительства.

Парламентарная республика отличается от президентской особенностями разграничения полномочий между президентом и парламентом. Законодательная власть принадлежит парламенту. Парламент же избирает президента, который управляет страной вместе с правительством, а точнее вынужден проводить в жизнь решения, принимаемые правительством. Правительство, в свою очередь, формируется из представителей политических партий или блока партий, получивших большинство мест в парламенте. Программу правительства одобряет парламент, которому оно подотчетно. Парламент может объявить вотум недоверия всему правительству или отдельным министрам, в результате чего они должны уйти в отставку. Правительство, получив вотум недоверия, может потребовать у президента роспуска парламента, но это случается очень редко.

Существуют также так называемые «полупрезидентские» республиканские формы правления. Президента избирают без участия парламента. Правительство возглавляет премьер-министр. Провозглашается принцип политической ответственности правительства перед парламентом. Глава правительства назначается президентом, при этом может быть назначен и без согласия парламента. Министров назначает президент по представлению премьер-министра. Правительственная программа не подлежит обязательному утверждению парламентом. Хотя парламент может вынести резолюцию недоверия правительству, но ее принятие сопряжено с такими условиями, которые делают это затруднительным, поскольку могут привести к роспуску парламента и назначению новых выборов. Отрицательная оценка работы Кабинета Министров не означает, что президент обязан принять отставку правительства. Полупрезидентская республика как форма правления в настоящее время имеет место в таких государствах, как Российская Федерация, Франция и др.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральными, региональными и местными ветвями власти. По форме государственного устройства государства бывают трех видов: унитарное, федеративное или конфедерация.

Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, гражданство, Конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В первом случае органы административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, во втором – имеет место двойное подчинение – центра и местных представительных органов. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Они могут иметь однонациональный (Франция, Швеция) и многонациональный (Великобритания, Бельгия) состав населения.

Федеративное государство – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, кантоны) являются государствами или государственными образованиями. Федерация строится на началах децентрализации. В научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или Конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои Конституции, гражданство, собственные высшие органы – законодательный, исполнительный, судебный. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции. Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, но наиболее распространенными являются две. В США, Канаде и других подобных федерациях Конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и других подобных государствах Конституции еще и предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и т.д.). Союзные органы лишь координируют деятельность государств-членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Следовательно, конфедерация не обладает суверенитетом. Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий переходный характер: либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов, и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. По степени свободы человека делятся на: 1) демократические, 2) авторитарные, 3) тоталитарные.

При демократии власть в государстве и обществе принадлежит выборным органам, но демократия может быть различной: а) идентитарная: единая воля народа и правителей. Основным принципом решения государственных дел является принцип воли большинства. Для нее характерно следующее: идентичность правителей и управляемых возводится в официальную доктрину государства; плебисцит или референдум – верх демократии; депутаты связаны императивным мандатом и могут быть отозваны; отрицание интересов части общества; ориентируется на цель и смысл, объявляет, что служит какому-то высшему благу, т.е. финалистская обусловленность целей государства; б) конкурентная: основывается на принципе ориентирования государственной власти в условиях легальной конкуренции интересов разных групп населения. Для нее характерно: выражение интересов людей через представительство. Парламентаризм – верх демократии; свободный мандат депутатов; легитимный плюрализм; ориентирование государства на соблюдение правил политической игры, т.е. формалистская обусловленность.

2) авторитария обеспечивает концентрацию власти в обществе и государстве в руках одного лица и одного органа. Характерные черты: централизация власти, запрет или ограничение оппозиции (ограниченный плюрализм); управление административно-командными методами; часто нет правящей партии, она заменяется правительственной кликой, основанной на личных интересах; граждане не подвергаются тотальному террору. Не обязательно поддерживать существующий режим, его надо просто терпеть (так называемая минимальная лояльность).

3) тоталитарный режим предполагает подчинение всех действий людей единой идеологии. Для него характерно наличие правящей партии, сросшейся с государственным аппаратом; основа режима – мировоззрение, сходное с религиозным (абсолютное знание истины, возможность достижения всеобщего блага, монополия на истину, борьба с еретиками); от граждан требуется активное содействие этому режиму, презюмируется отсутствие частной жизни.

Также встречаются либеральный (цензовая демократия) и фашистский режимы.

Далее рассмотрим соотношение государства и права. В юридической литературе существует множество подходов к определению связи между этими двумя явлениями. Во-первых, полагают, что между государством и правом существует генетическая связь, т.е. одно явление порождает другое. В рамках этой точки зрения высказываются следующие позиции. Центристы полагают, что государство создает (или порождает) право. При этом право понимается как совокупность норм, зафиксированных в принятых государством источниках права. Правоцентристы считают, что право – это всеобщий универсальный порядок – оно первично. Государство возникает как момент правопорядка, инструмент его поддержания.

Сторонники второй точки зрения полагают, что между государством и правом существует функциональная связь. По их мнению, государство и право – это самостоятельные социальные явления, которые взаимодействуют друг с другом. При этом ни право не порождает государство, ни государство не порождает право. Связь между ними просто функциональная.

По мнению третьих, между государством и правом существует как генетическая, так и функциональная связь. Сторонники данной точки зрения полагают, что на каком-то отрезке государство порождает право (порождает правила поведения), но как только правила отделяются от государства, они начинают действовать автономно от государства. И право начинает действовать на государство.

Необходимо констатировать, что связь между данными явлениями все-таки функциональная. Государство оформляет право, использует юридические средства и механизмы для управления социальными процессами. При этом право в отношении государства: задает цели и ориентиры деятельности государственных служащих, государственных органов, устанавливает границы вмешательства государства в частную жизнь, устанавливает правовой режим деятельности госаппарата.

Единство государства и права заключается в том, что они явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Также оно заключается в их происхождении и типологии.

Различие состоит в том, что хотя государство и право имеют одну задачу, решают ее по-разному. Государство – в сфере социального управления, право – в сфере социального регулирования. Государство выражает интересы всего общества, право – интерес личный, индивидуальный, т.е. защита отдельной личности.

Далее рассмотрим такую категорию, как «гражданское общество». Категория «гражданское общество» исторически отражает срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Впервые это понятие упоминается в 16 веке, а в 17 веке оно прочно вошло в научный и политический оборот. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков.

Во-первых, гражданское общество – это сообщество свободных индивидов (в экономическом плане: индивидуальный собственник, признание Конституцией разных форм собственности; в социальном плане: принадлежность индивида к определенной социальной общности не является абсолютной, он может существовать самостоятельно; политический аспект – независимость индивида от государства). Во-вторых гражданское общество – это открытое социальное образование, в котором обеспечивается свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного выезда и въезда и т.д. В-третьих, гражданское общество – это сложно структурированная плюралистическая система. Плюрализм проявляется в экономическом многообразии форм собственности, в социальной и политической сферах – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которой индивид может проявить себя и защитить, в духовной сфере – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям и мнениям и т.д. В-четвертых, гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляющаяся система. Одной из самых важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива, как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. В-пятых, гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, ограниченно вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. В-шестых, гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим звеном выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

В связи с изложенным, необходимо обратиться и к вопросу, что именно подразумевают под «правовым государством».

В начале 19 века правовым государством считалось всякое государство, которое исполняло им же принятый закон. В этом отношении гражданин и государство были равны перед законом, а признанные законом права человека и гражданина обрели статус неприкосновенных и подлежащих безусловной защите государством.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи, предложенные еще Платоном, о незыблемости и верховенстве закона, о необходимости соответствия закону права, о значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей. Аристотель отмечал: «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

В настоящее время в науке о государстве выделяют следующие признаки правового государства. Во-первых, такие содержательные признаки, которые характеризуют статус гражданина в государстве: а) объем занимаемых в источниках права правовых свобод и законных интересов граждан растет; б) равенство граждан перед законом, их равноправие; в) возможность использования гражданами своих субъективных прав, если это не нарушает аналогичные права других людей; г) взаимная ответственность гражданина и государства. Во-вторых, формально-юридические признаки: закрепление прав и свобод граждан в источниках права, чем обеспечивается государственная защита прав гражданина: а) дозволительный порядок правового регулирования общественных отношений, при котором гражданину разрешено все, что не запрещено, а государству, его органам запрещено все, что прямо не разрешено; б) законность (подзаконные акты должны соответствовать законам, а те, в свою очередь, должны соответствовать Конституции. В-третьих, организационные признаки, характеризующие строение правового государства, его внутреннюю организацию, механизм взаимодействия государства и гражданина: а) разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти). Разделение властей дополняется системой сдержек и противовесов (взаимный контроль органов); б) парламентаризм (наличие в государстве представительного законодательного органа); в) демократизм (выборы, референдум); г) особая роль суда, разрешающая правовые споры; д) наличие у граждан других средств защиты их прав (местное самоуправление, уполномоченные по правам человека, орган защиты прав потребителей и т.д.). В-четвертых, социально-политические признаки, т.е. признаки, раскрывающие социальную роль правового государства в обществе: многопартийность, экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признание различных форм собственности, свобода предпринимательства; независимость СМИ, идеологический плюрализм.

Таким образом, правовым следует считать только такое государство, в котором и законодательство, и практика его применения соответствуют основным неотъемлемым правам человека. Государство должно быть связано правом, подчинено ему, выражать его принципы и требования в тех законах, которые им принимаются и устанавливаются.

Процесс возвращения в Россию идей правового государства начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получило в последнее 10-летие 20-го века. Данный процесс характеризуется новизной и преемственностью. Новизна состоит в следующем. 1) принята Конституция, значительно отличная от прежних, 2) Конституция принята путем референдума, т.е. процесс ее принятия имеет демократический и легитимный характер, 3) она впервые в истории провозгласила Россию в качеств правового и социального государства. Преемственность процесса выражается в двух признаках: 1) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российским обществом, официальными структурами, юридической научной общественностью, 2) в Конституции и других законодательных актах прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого.

Однако путь к правовому государству России предстоит тяжелый, т.к. общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, замедлен выход к рыночным отношениям. Также имеет большое влияние и кризисное состояние политической системы: нестабильность и неопределенность властных отношений, политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации, затянут процесс разделения властей, низок уровень политической культуры. Кроме того, наличие противоречивого законодательства, принятие неправовых законов тоже не способствуют становлению правового государства в нашей стране.

Как уже говорилось, одним из признаков правового государства является законность, под которой следует понимать требование ко всем субъектам соблюдать Конституцию РФ, законы, не злоупотреблять своими правами (предписание). Законность выражается в общеобязательности права.

Законность – это комплексное явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. То есть не только соблюдение и исполнение норм позитивного права, но и верховенство закона по отношению к иным правовым актам, равенство всех перед законом, полное осуществление субъективных прав для всех субъектов, независимое и эффективное правосудие. В широком смысле законность – это элемент демократии как политического режима.

Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам общественной жизни, урегулированной правом. Во-первых, это требование воплощения идеи господства права в жизни общества и государства, во-вторых, верховенство закона, в-третьих, равенство всех перед законом, в-четвертых, неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права, в-пятых, обеспечение реализации прав и свобод, в-шестых, надлежащее правильное и эффективное применение права, в-седьмых, борьба с правонарушениями, в-восьмых, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

В тесной связи с законностью необходимо рассматривать и правопорядок, под которым понимают основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Правопорядок характеризуется тем, что выступает как следствие действия законности, т.е. воплощение в жизнь ее требований и принципов, возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования, обеспечивается государством.

Одна из главных функций государства – укрепление законности и правопорядка. В последние годы в РФ резко возросло количество правонарушений, в том числе преступлений. Причиной этого являются экономические, политические, социальные условия, в которых находится общество. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии – все это необходимые предпосылки и пути укрепления законности и правопорядка.

В обществе необходима юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности: 1) убеждение (повышение правосознания) граждан, 2) правовое воспитание (внедрение в сознание людей знания права), 3) профилактика правонарушений (предотвращение путем изучения причин и условий к совершению нарушений, принятие мер по их ликвидации), 4) общественное воздействие на нарушителя и применение к нему мер государственного принуждения. Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата (например, без ликвидации коррупции). Также важным условием является всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни и деятельности государственного аппарата.