Всеволод Михайлович Гаршин (1855 - 1888).

Родился в семье Михаила Егоровича Гаршина, военного, принимавшего участие в Крымской войне. В начале 60-х годов мать Екатерина Степановна покидает семью и отправляется в ссылку с революционером Завадским. МГ обвиняли в доносе на Завадского. Г живёт то с отцом, то с матерью. В итоге остаётся с матерью, в 1864 году поступает в гимназию, а в 1874 в Горный институт, который так и не закончит. Принял участие в Русско-турецкой войне, оставив институт, добровольцем. Берёт на себя ответственность за участие в войне. Ранен в бою при Аясляре. Ранен, совершая подвиг, тема наполеоновского Тулона, со стягом в руках возглавляет атаку.

В 1880 Молодецкий покушается на М. Т. Лорис-Меликова. Г, будучи знакомым с революционным кругом, идёт на приём к Лорис-Меликову и просит простить Молодецкого, остановить насилие на себе, но Г отказано.

С 1880 начинает развиваться нервная болезнь, которая развивается все 80-е годы. На фоне этой болезни проявляется тяга к самоубийству, с которой он борется, но 24 марта 1888 года кончает жизнь самоубийством, бросается в пролёт лестницы собственного дома. Его самоубийство потрясло современников, стало знаковым. Когда Чехов отправился в поездку на Сахалин, в одном письме пишет, что для себя он соотносит с усилием остановить такие решения, какое принял Г.

Литературное творчество 1877 – 1888гг.

Малая проза: повести, рассказы, сказки.

Человек гаршиновского склада: особое чувство ответственности, «больная совесть» (Г. И. Успенский).

Ведущие темы:

1. тема войны: рассказ «Четыре дня», первый рассказ, написанный сразу после возвращения с войны; «Трус», «Воспоминания рядового Иванова».

20. «Четыре дня»

Новый этап развития малого жанра, ключевые философские и нравственные проблемы эпохи. В малом жанре полнота изображения жизни. пойдя на войну добровольцем Г на войне столкнулся с её реальностью. Страшная переоценка войны. Четыре дня раненый доброволец, бывший студент, лежит на поле боя, не может уйти, рядом с ним лежит тело убитого им турка (турецкого крестьянина). Минимальный хронотоп. Внутренний монолог героя и его размышления над ситуацией. Он пошёл на войну помогать людям, но стал убийцей. Война героическая превращается в убийство. Личная вина героя. Герой страшно мучается жаждой, берёт фляжку у убитого турка, спасшего его от жажды. Герой глубоко себя судит.

2. тема проституции: отношение человека «больной совести», «Происшествие», «Надежда Николаевна». Герои Г берут на себя вину за историю жизни Надежды Николаевны.

3. тема искусства: особая позиция – художник «больной совести», «Художники» (один из кругов общения Г – художники-передвижники; картина Ярошенко «Кочегар»; с точки зрения Г передвижники – художники больной совести).