Тема 3. Субъекты и участники избирательных правоотношений их правовой статус и полномочия

Вопросы для повторения

1. Какая избирательная система предпочтительна, на Ваш взгляд, для России и почему?

2. Сравните избирательные системы на выборах депутатов Государственной Думы четвертого (2003 год избрания) и пятого созывов (будут в 2007 году).

3. Какие новеллы появились в избирательном законодательстве в 2005 году?

  1. Основные источники международных избирательных стандартов.

Цели и задачи изучения темы: при юридической характеристике понятия «избиратель» необходимо оперировать понятием субъекта избирательного права - гражданина Российской Федерации, наделенного (как участник избирательного процесса) определенными субъективными правами и обязанностями.

Участвуя в выборах, гражданин Российской Федерации реализует свое избирательное право на основе принципов, установленных законодательством. Но при этом следует отметить, что реализация отдельных из них не абсолютна, так как предоставление избирательного права, особенно пассивного, имеет ряд законодательных ограничений и цензов (возрастной ценз, ценз оседлости, ценз гражданства и другие). Поэтому студенту следует обратить особое внимание на законодательные ограничения и запреты.

Обращаясь к проблеме абсентеизма, следует уяснить понятие абсентеизма, причины и условия его развития, а также попытаться определить основные пути его преодоления. При изучении данной темы студент должен обратить особое внимание на требования, предъявляемые к кандидатам, их права и обязанности, установленные избирательным законодательством. Кроме этого, необходимо изучить гарантии их деятельности (правовые, материальные, организационные и другие). Каждой стадии избирательного процесса соответствует определенный объем полномочий кандидата. В соответствии со спецификой этих полномочий можно выделить: а) статус кандидата; б) статус зарегистрированного кандидата.

При рассмотрении вопроса об ограничениях, связанных с должностным или служебным положением кандидата, предлагается обратиться к характеристике статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральному закону «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

При изучении правового статуса доверенных лиц кандидатов необходимо обратить внимание на их основные функции, права и обязанности, а также гарантии деятельности.

Студенту при уяснении вопросов этой темы следует обратить внимание на то, какие субъекты вправе создавать избирательные объединения. С этой целью необходимо изучить Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», а также соответствующие статьи избирательных законов.

Среди гарантий участия избирательных объединений в избирательном процессе следует отметить, что им гарантируются равные условия доступа к СМИ и проведения массовых мероприятий, предоставляется право на получение информации, связанной с выборами, а также на обжалование решений и действий, ущемляющих избирательные права граждан и общественных объединений.

При изучении правового статуса избирательных комиссий необходимо уяснить понятие и виды избирательных комиссий, их систему, а также основные функции. На основе действующих избирательных законов следует изучить порядок формирования, полномочия и роль избирательных комиссий в избирательном процессе.

При изучении деятельности избирательных комиссий следует обратить внимание на организационно-правовые формы их работы, а также роль правовых актов избирательных комиссий в регулировании избирательных правоотношений.

Студент должен определять субъектов, которые вправе быть наблюдателями, изучить требования, предъявляемые к наблюдателям, порядок их назначения и прекращения полномочий, права и обязанности наблюдателей, а также формы реакции на нарушение избирательного законодательства.

Работа наблюдателя осуществляется в день голосования.

Иностранным (международным) наблюдателем может быть представитель иностранной или международной организации. Избирательные комиссии, органы государственной власти обязаны оказывать необходимое содействие в их деятельности