Источники права о судах и правоохранительных органах

Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы

Лекция 5

 

Среди источников права о судах и правоохранительных органах определяющее место занимает Конституция Россий­ской Федерации. Правоохране в Конституции Российской Фе­дерации отводится достаточно внимания. Следует подчеркнуть, что Конституция РФ является законом прямого действия и ее нормы играют важ­ную роль .

В Конституции РФ изложены основы судебной власти, по­строение судебной системы, принципы судоустройства и дея­тельности судов; предусмотрены основные положения о прокуратуре Российской Федерации; прописаны вопросы деятельности правоохранительных органов.

Как установлено ст. 76 Конституции РФ по предметам ве­дения Российская Федерация принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Последние не должны противоречить федеральным конституционным законам. В свою очередь нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федераль­ным законам.

К источникам законодательства о правоохранительных ор­ганах общего характера следует отнести также международные правовые нормы, поскольку п. 4 ст. 15 Конституции РФ уста­новлено, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Непосредственно вслед за Конститу­цией РФ по своей юридической силе располагаются федераль­ные конституционные законы, затем федеральные законы. Они, как уже отмечено, имеют верховенство над законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе над основными их законами — конституциями и уставами.

По своему содержанию законодательные акты подразде­ляются на акты о судебной власти и судебной системе, орга­нах, обеспечивающих деятельность судов. К их числу отно­сятся такие отраслеобразующие законы, как федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»1, от 31 де­кабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Фе­дерации»2, от 28апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации»3, от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»4 и др.

 

Вторую группу законодательных актов составляют зако­ны, регламентирующие полномочия милиции, оперативнсивно-розыскных органов, федеральных органов безопасности, внут­ренних войск, таможенных и некоторых других органов. Эти законодательные акты регулируют организацию и деятельность по охране общественного порядка и безопасности.

К третьей группе правовых актов относится Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»'. Он регламентирует полномочия и систему прокурорских органов. К этой же группе можно отнести акт) акты об адвокатуре и нотариате.

Группа правовых актов, направленных на регулирование организации и деятельности правоохранительных органов, , но­сит подзаконный характер. К ним относятся указы и распоряжения Президента РФ. Главное предназначение указанных актов — обеспечить исполнение Конституции РФ и федеральных законов.