Человек в ВиМ.

1. Аспект. Человек и история даны во взаимодействии и переплетении. Человек, как часть исторического процесса. История – часть человека.

2. Аспект (относится ко всему зрелому творчеству Т). человек дан в синтезе телесного и духовного, он в равной степени тело, душа, дух. Т предельно тщательно описывает внешность человека. В мире Т человек сначала фиксируется, как тело, затем появляется внутренний мир человека, фиксируется во внутренних монологах. Внешность и внутренний мир находятся в непростых отношениях друг с другом. Сложное соотношение внешнего и внутреннего.

С точки зрении Т в каждом человеке побеждает либо желание быть телом (Элен Курагина), либо желание быть духом (княжна Марья). Когда Т изображает человека, с каждым связана внешняя деталь.

Наряду с народной мыслью занимает большое место в романе мысль семейная, большей частью связанная с романом «Анна Каренина». Роман многосюжетен, в нём несколько семей, семья – опора нации, гармоничные семьи. В конечном счёте все герои и семьи располагаются в романе таким образом, как они соотнесены с душой нации: соотносящиеся с душой нации и вненациональные.

Минус приём – салон Анны Павловны. Людьми, выпадающими из души нации являются карьеристы, Курагины (но этой семье Т даёт право внести вклад в военное национальное дело). Оптимальным воплощением русского, слитого с нацией является Платон Каратаев.

Болконские и Ростовы. Изображение семьи Болконских восходит к семье Волконских, изображение Николая Болконского – дед Т – Волконский. Ростовы – семья самого Т. пьер – незаконнорождённый сын графа Безухова.

Ростовы.

В семье Ростовых Т воплощает свой идеал единства дворянства со всей нацией. Они живут единой жизнью со всей нацией. В этой семье Т изобразил свой идеал естественный семьи. Все Ростовы – естественные люди. Чтобы это подчеркнуть, вводит старшую дочь Веру. Николай Ростов – естественный человек дворянского типа, сюда уходит его преданность императору, воинская доблесть, НР занимается восстановлением своего хозяйства – толстовское представление естественного мужчины – воина и хозяина.

Наташа – воплощение естественной женщины, любовь к близким, мужчинам, вся история Наташи – история любви. Входит в роман со своей первой влюблённостью. Любовь к АБ. Вторая встреча с АБ, раненым после Бородино, она ухаживает за ним, выполняет материнскую функцию. После смерти АБ Наташа стала неузнаваема. При встречи с Пьером в Наташе просыпаются силы жизни и любви, в финале идеальный брак. Идеальный брак по Т: Пьера и Наташу связывает любовь и духовная близость, абсолютное взаимопонимание. Наташа оказывается с Пьером на одном уровне понимания жизненной проблематике. Наташа – синтез дворянского и народного.

Образ Пети Ростова.

Он жертва семьи на благо отечества.

Болконские.

Дворянство как воплощение русского духа и интеллекта, высокая духовность русского дворянства. Князь Николай Болконский – воплощение духа и интеллекта. Княжна Марья – сфера духа религиозность. С образом Марьи связан естественный идеальный брак с Николаем Ростовым. Является для него безоговорочным духовным и нравственным авторитетом. Духовное материноство.

Князь Андрей – сфера духа интеллект. Он начинает с военной карьеры, Наполеон – идеал АБ в начале романа. Небо Аустерлица – разочарование в военной карьере и Наполеоне.

Частная жизнь в имении Лысые горы. Государственная деятельность в Петербурге, соратник Сперанского. Любовь к НР пробуждает его к жизни. АБ ситуацию второго брака решает рационально, исходя из интеллекта. Эта ситуация разрушает любовь. Вторая война АБ – Отечественная война 1812 г. глубокое уважение и почитание к Кутузову, чувствующему дух нации. Движение от Наполеона к Кутузову. АБ, руководящий полком, слушает дух полка и нации.

Встреча с Наташей после ранения. В некотором смысле состоялась их близость и духовный брак. Сам отказывается бороться за жизнь, захотел уйти. Ситуация сна АБ. Смерть как страх, преобразился в ощущение, что смерть – пробуждение от жизни. смерть как свет и пробуждение. АБ со своей высотой личность не соответствовала реальности жизни, хрупок высокий интеллект и духовность.

Пьер Безухов.

Незаконнорожденный сын графа Безухова, признанный, хорошо образованный. Принципиальный смысл для Толстого имеет происхождение Пьера – смешение дворянской и народной крови. Он – художественный ответ на вопрос о соединении дворянства и народа. В Пьере соединились качества естественного человека и высокая сфера духа. Пьер – герой, гармонично сочетающий представления Толстого о человеке. В начале романа Пьер и АБ очень близки.

Женитьба на Элен – мощное плотское начало. Дуэль с Долоховым – точка нравственного перелома. Он оказался перед лицом смерти, ужас от того, что может убить человека. Начало глубоких нравственных исканий. Этому породило масонство Пьера. Учение о самосовершенствовании личности (масонство близко учению Толстого). Масонство – характерное явление эпохи.

Пьер на Бородинском поле. Сражение дается его глазами. Сам едет туда, его позвала душа нации. Переодевание в простое платье – акт слияния с народом, остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Всё, что с ним происходит дальше, метафорически убивает Наполеона. ПБ оказывается в плену у французов в качестве поджигателя. Это его пребывание в плену делает его частью нации. Нет различий между ним и Платоном Каратаевым.

Сон Пьера – суть ВиМ. Ему снится он на фоне впечатлений о гибели ПК. Глобус, как весь мир, в центре Бог. Кали – отдельные люди. Бог и единая душа мира.

Пьер любил НР с самого начала. Пьер знакомит НР с АБ. В финале гармоничная семья Пьра и Наташи. В романе «Декабристы» было описано возвращение Пьера и Наташи из сибирской ссылки.