Теории происхождения государства

I Государство не существовало вечно, а возникло на определенном этапе развития человеческого общества — при соответствующих материальных условиях жизни общества, расслоении населенияпо материальному признаку и, как следствие, по со­нм, шыюму, идеологическому, политическому и пр. Существует множество теорий происхождения государства.

 

Идеи божественного происхождения государства выдви­гались еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее. В Западной Европе ХП-ХШ вв. была распространена теория «двух ме­чей», утверждавшая, что нет государства и власти «не от Бо­га». Согласно учению Фомы Аквинского миром управляет «божественный разум». Поэтому народ должен повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. Сейчас это официальная доктрина Ватикана.

Теория насилия главную причину возникновения государ­ства усматривает в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Известный русский ученый-юрист И.В. Ми­хайловский, допуская возможность насильственного проис­хождения государства, все же категорически отрицал интер­претацию сущности современных ему государств как насильственных структур, сохранивших следы своего проис­хождения: «Из того, что многие государства исторически воз­никли путем насилия, вовсе не следует, что идея государства есть насилие» («Очерки философии права»).

Договорная теория рассматривает государство как резуль­тат объединения людей на добровольной основе. Народ облада­ет естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и его защи­ту, на сопротивление тиранам. Ж.Ж. Руссо называл государство «Политическим организмом», члены которого называют его «Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он акти­вен, Державою — при сопоставлении с ему подобными».

Согласно патриархальной теории государство является продуктом естественного развития, которое, как считал Ари­стотель, возникает в результате появления и разрастания се­мьи. Государство «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни». Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обес­печивает их послушание.

Психологическая теория, представителем которой был русский ученый Л.И. Петражицкий, исходит из тезиса, что «импульсы» и эмоции играют главную роль не только в при­способлении человека к условиям жизни общества, но и в об­разовании государства.

Существуют и другие теории происхождения государства, например, органическая и расовая теории.

Но каждая из представленных научных доктрин происхо­ждения государства является лишь определенной ступенью к познанию истины.