Характеристика основных педагогических проблем в процессе социализации.

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем ,что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адап­тацию человека в обществе, а с другой — способность в опреде­ленной мере противостоять обществу, а точнее — части тех жиз­ненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа­лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степе­нью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентифи­кацией с обществом и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способ­ный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социа­лизации - диссидентом, правонарушителем, или еще как-то от­клоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для чело­века наиболее вероятно.

В дошкольном возрасте (О—6 лет): болезни и физические трав­мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отверже­ние сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; ви­деосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6—10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготов­ность к обучению; негативное отношение учителя и(или) свер­стников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физи­ческие травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11—14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви­деосмотрение; ошибки педагогов и родителей; курение, токсико­мания; изнасилование, растление; одиночество; физические трав­мы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отстава­ние в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15—17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окру­жающими, одиночество; травля со стороны сверстников, роман­тические неудачи, суицидальные устремления; расхождения, про­тиворечия между идеалами, установками, стереотипами и ре­альной жизнью.

В юношеском возрасте (18—23 года): пьянство, наркомания, прос­титуция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу­дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то­талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя­заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, зависит во многом не только от объектив­ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Ко­нечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой чело­век, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.