Сущность понятия образования.
Лекция 3 Образование как многоаспектное понятие
План:
1.Сущность понятия образования.
2. Аспекты содержательной трактовки понятия «Образования».
2.1. Образование как ценность
2.2. Образование как система
2.3.Образование как процесс
2.4.Образование как результат
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика – Казань, 2003.
2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов/нД., 2002.
3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. – М., 1991.
4. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2003.
5. Педагогика Учебное пособие /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 1998.
6. Педагогика: Учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. уч. заведений: в 2 кн. – М., 2004.
8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2000.
О – одна из приоритетных областей жизнедеятельности общества и человека. Оно я/я мощным и действенным фактором социального, экономического и духовного развития личности.
Образование –(в соответствии с З Р.Ф. «Об образовании»
Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Цели образования, (точно также как и требуемый им уровень знаний) м.б. различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей,
географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, гуманитарное, политическое и др.)
По мнению Бориса Семеновича Гершунского можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки этого понятия:
- О как ценность
- О как система
- О как процесс
- О как результат
Образованность- грамотность доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Она предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Образованность - категория, характеризующая личностные образовательные приобретения.
Профессиональная компетентность – уровень собственно профессионально образования, опыт и индивидуальные способности человека, его мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Культура – высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности.
Менталитет – высшая ценность образования и его высшая цель. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их
отношение к различным сторонам общества.
2. Понятие и сущность содержания образования, структурные элементы содержания образования.
Образование – общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Содержание учебного процесса – это конкретный вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством.
Содержание образование – система ЗУН, отобранных и признанных обществом (государством), усвоение которых необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Тот конечный результат, к которому стремиться учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях ЗУН и личностных качествах.
Подходы к определению содержанию образования
Теория материального образования Теория дидактического материализма | Теория формального образования Теория дидактического формализма |
Главная цель обучения – передача уч-ся как можно большего объема знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть энциклопедически образованным. | Главная цель обучения – развитие способностей и познавательных интересов уч-ся, их внимания, памяти, мышления. |
Я.А.Коменский и др. | Дж.Локк, И.Гербарт, Г.Спенсер и др. |
Структурные компоненты содержания образования.(И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Краевский)
Система научных знаний | Система интеллектуальных умений и практических навыков | Опыт творческой деятельности | Эмоционально-ценностный опыт |
Проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека. -понятия и термины - факты повседневной действительности и науки - теории и законы - научные и социальные идеи - знания о способах деятельности, методах познания, истории науки -оценочные знания, знания о нормах отношений. | Умения – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний. Навыки и привычки – многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия. Я/я основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа. | -решение новых проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; -владение альтернативным мышлением, неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами деятельности; - формирование новых способов деятельности | Система мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждения и идеалов человека. |
Принципы и факторы отбора содержания образования.
1.Принцип соответствия С.О. общим целям /требованиям развития общества.
2. Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения.
3.Принцип структурного единства С.О. на разных уровнях его формирования.
4.Принцип комплексности, логичности и последовательности конструирования С.О.
Факторы формирования отбора СО:
2. цели, которые общество ставит перед общеобразовательными учреждениями
3. потребность общества в образованных людях
4. потребность личности в образовании
5. средние и оптимальные возможности учащихся
Ведущим фактором СО выступает его цель,в которой находят концентрированное выражение, как интересов общества, так и интересы личности.
Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей, обществу для включения в социально ценную деятельность.