Связь педагогики с другими науками
1. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполнила философия. Связь педагогики с философией я/я наиболее длительной и продуктивной, т.к. философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, служили ее методологическим началом.
2. Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии.
3. Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К.Д.Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций.
4. Значительное влияние на развитие педагогики, оказывают_социология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.
5. Связи педагогики с экономикой выросли в развитие целой научной отрасли - экономики народного образования. Ее задачами является исследование уровня финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведений, определение оптимального количества средств, необходимых
для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости
классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оплаты труда, определения экономической эффективности используемых средств и др.).
6. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогике как специальной отрасли педагогического знания, предметом которого я/я образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Они разрабатывают систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющие дефекты.
Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выделить следующие формы:
- Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.
- Творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках.
- Применение в педагогике конкретных результатов исследования, полученных в психологии, социологии, ВНД и др.
Участие педагогики в комплексных исследованиях человека (ПМПК