Система педагогических наук
В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом:
1. Общая педагогикаисследует основные закономерности, принципы, методы, приемы и средства воспитания и обучения
2. История педагогики изучает развитие педагогические идей и воспитания в различные исторические эпохи
3. Сравнительная педагогикаисследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволят находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру.
4. Методология педагогики знания о самой педагогике, ее статусе, развитии, понятийном аппарате. Учение о системе принципов, способов организации деятельности в педагогике
5. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Имеет самостоятельные разделы:
- Ясельная (преддошкольная) педагогика
- Дошкольная педагогика
- Педагогика средней школы
- Педагогика среднего специального образования
- Педагогика профессионально-технического
- Педагогика высшей
- Педагогика взрослых (андрагогика)
- Педагогика третьего
6. Социальная педагогикасодержит теоретические и прикладные
разработки в области нешкольного образования и воспитания детей и
взрослых. В последнее время укореняется понятие «второго образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения.
7. Исправительно-трудовая педагогикасодержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существует детская и взрослая отрасли наук по перевоспитанию людей.
8. Военная педагогикавскрывает закономерности, осуществляет
теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы
обучение и воспитания военнослужащих всех рангов
9. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и формы воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонение в физическом развитии. Делится на: сурдоП, тифлоП, олигофреноП.