Вывод информации

Меню

Защита

При свободном вводе пользователь, вообще говоря, может вводить что угодно (а то и вовсе что попало) и совсем не обязательно информацию в ожидаемом программой формате. А в языке Pascal, как мы уже знаем, недопустимы несоответствия типов данных. Например, если не отключен контроль ввода/вывода (см. лекцию 6), то попытка ввести букву "О", когда ожидается цифра "0", приведет к аварийной остановке программы. Еще сложнее бывает разобраться с форматами дат, вещественных чисел (часто вместо десятичной точки пользователи ставят привычную русскому человеку запятую) и т.п.

Таким образом, для надежности работы программы необходимо предусмотреть проверки любой введенной пользователем информации. Такой контроль получил в среде программистов не слишком вежливое название "защита от дурака". При правильной организации этой защиты ваша программа "не сломается" даже в том случае, если вместо ввода данных пользователь просто сядет на клавиатуру.

Если по каким-либо причинам ввод все-таки получился ошибочным, сообщение об этом должно появиться немедленно, вместе с предложением ввести информацию заново. Кроме того, даже в случае правильного ввода полезно сразу же напечатать значение, которое получила переменная. Так можно уменьшить вероятность возникновения ошибки из-за ввода нескольких переменных там, где ожидается лишь одна: увидев, что результатом стало только первое число из введенной строки, пользователь тут же скорректирует свои действия.

Меню предоставляет пользователю возможность выбора из нескольких предложенных программой вариантов. Самое простое меню в программе на языке Pascal - это пронумерованный список возможных действий с запросом у пользователя номера выбранного варианта. При обработке этого номера также необходим контроль правильности ввода.

Способы создания более сложных и красивых форм меню мы здесь рассматривать не будем, поскольку современные интерфейсно-ориентированные языки (например, Delphi) предоставляют для этого гораздо более мощные средства. Курсы по этим языкам мы и порекомендуем всем желающим.

Не следует думать, что вывод информации происходит только в конце работы программы. Напротив, операторами вывода прошита вся ее ткань.

Каждый раз, когда пользователь должен что-то ввести, этому предшествует вывод приглашения. Каждый раз, когда программа приступает к выполнению объемного блока работ, она должна сообщать об этом пользователю - чтобы исключить вероятность прерывания "по окончании терпения", а еще лучше, если на экране будет находиться какой-нибудь индикатор процесса, отображающий текущее "состояние дел".

Какими же должны быть сообщения программы, выводимые на экран? В любом случае они обязаны быть доброжелательными и вежливыми. И, кроме того:

· Адекватными выполняемой задаче

Это означает, что терминология сообщений должна соответствовать той области, к которой относится задача.

· Учитывающими контингент пользователей, на которых рассчитана программа

Например, если вы пишете обучающую программу для младших школьников, то в пояснениях не должно быть сложных предложений и "заумных" слов. А если вы создаете игру для своих сверстников, то в ее сообщениях возможен и молодежный сленг (однако мы настоятельно советуем избегать табуированной лексики, даже иноязычной).

· Логично сгруппированными

Все запросы данных, относящихся к одному и тому же логическому блоку, стоит объединять и на экране. Например, если необходимо ввести информацию по нескольким налогоплательщикам, то не стоит сначала запрашивать все фамилии, а затем только номера банковских счетов.

· Информативными

Программа, как вы помните, должна сообщать результаты своей работы. Однако "голый" вывод неприемлем: результаты обязательно должны сопровождаться исчерпывающими пояснениями. Кроме того, помимо окончательного результата, нужно выводить и промежуточные результаты - по окончании обработки каждого логически самостоятельного крупного блока. Если же работа программы оказывается прерванной из-за какой-либо ошибки, сообщение о ее причинах должно появиться на экране.

· Эргономичными

Понятие эргономичность включает в себя минимизацию умственных и физических усилий пользователя: например, если есть возможность заменить ввод выбором, это нужно делать. Следует стремиться к кратким сообщениям - но, разумеется, не за счет потери части их смысла! Цветовое оформление также не должно становиться причиной дискомфорта или ошибок пользователя: например, не стоит выводить сообщение о неправильном вводе зеленым цветом, а сообщение об успешно пройденном тесте - красным.