Позиционирование
Звук
Цвета
Очистка
Процедуры модуля Crt
В предыдущей лекции мы уже упоминали, что модуль Crt, входящий в состав стандартных библиотек языка Pascal, содержит средства для работы с экраном в текстовом режиме.
Для того чтобы сделать работоспособными все описанные ниже процедуры и функции, ваша программа должна подключить стандартный модуль Crt:
uses crt;
Активная область ввода / вывода
Процедура Window(x1,y1,x2,y2: byte) создаст на экране окно с координатами левого верхнего угла в точке (x1,y1) и координатами правого нижнего угла в точке (x2,y2). Теперь активная область экрана будет ограничена этим окном. Текущие координаты курсора будут отсчитываться не от левого верхнего угла экрана, а от левого верхнего угла этого окна.
Процедура ClrScr очистит весь экран (или активное окно); курсор будет помещен в верхний левый его угол.
Процедура ClrEol очистит текущую строку, начиная с текущей позиции курсора и до правого края экрана (окна).
Процедура DelLine удалит строку, в которой находится курсор.
Процедура InsLine очистит текущую строку целиком. Курсор останется на прежней позиции.
Процедура TextBackground(color: byte) установит цвет фона.
Процедура TextColor(color: byte) установит цвет выводимого текста.
Замечание: Вместо номера цвета возможно использовать соответствующую константу (см. табл. 14.1).
Таблица 14.1. Стандартные цвета языка Pascal | |||||
Стандартная константа | Номер | Цвет | Стандартная константа | Номер | Цвет |
black | Черный | darkgray | Темно-серый | ||
blue | Синий | lightblue | Ярко-синий | ||
green | Зеленый | lightgreen | Ярко-зеленый | ||
cyan | Голубой | lightcyan | Ярко-голубой | ||
red | Красный | lightred | Розовый | ||
magenta | Фиолетовый | lightmagenta | Ярко-фиолетовый | ||
brown | Коричневый | yellow | Желтый | ||
lightgray | Светло-серый | white | Белый |
Помимо этого, можно использовать константу blink = 128 (мерцание).
Процедура Sound(hz: word) включит звуковой сигнал с частотой hz герц.
Процедура NoSound выключит звуковой сигнал.
Процедура GotoXY(x,y: byte) переместит курсор в заданную позицию в пределах текущего окна (экрана).
Функция WhereX: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его горизонтальную составляющую. Напомним, что координата X отсчитывается от левого края экрана (окна).
Функция WhereY: byte вычислит положение курсора в текущем окне (или на экране): его вертикальную составляющую. Напомним, что координата Y отсчитывается от верхнего края экрана (окна).