Морниторинг положения детей в замещающих семьях.

Контроль за содержанием, образованием, воспитанием и социализацией детей в приемных семьях осуществляется органами опеки и попечительства путем посещения семей на дому в соответствии с законодательством в следующей периодичности:

• в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;

• после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;

• во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

Осуществление контроля за содержанием и воспитанием детей в приемных семьях основывается на проведении мониторинга.

Для изучения качества воспитания, развития детей в замещающих семьях белорусскими учеными В.В. Мартыновой и В.А. Маглыш была разработана методика мониторинга положения детей в замещающих семьях (Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В.Мартынова, В.А.Маглыш. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 152 с.: ил). Данная методика была апробирована Национальным центром усыновления на протяжении 2008 года. В апробации приняли участие 300 белорусских замещающих семей разных типов.

Упомянутая методика мониторинга позволяет оценить положение воспитанников в замещающих семьях одновременно по пяти стандартам:

· Удовлетворение потребностей

· Здоровье

· Обучение

· Воспитание

· Идентичность.

Этим обеспечивается объективный и разносторонний анализ положения детей. Кроме этого, методика позволяет оценить выполнение основных должностных обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями и соотнести положение конкретного воспитанника со стандартами положения детей, принятыми за основу в мировой практике защиты детства.

Данные мониторинга учитываются при составлении планов защиты прав и законных интересов воспитанников и рассматриваются на советах (коллегиях) управлений (отделов) образования.

Алгоритм социально-педагогической мониторинга положения детей в замещающей семье следующий:

1. Управление (отдел) образования ежегодно утверждает график проведения мониторинга положения детей в замещающих семьях (в т.ч. – приемных семьях, ДДСТ) и направляет его уполномоченной организации.

2. Уполномоченная организация назначает ответственных за проведение мониторинга и доводит график проведения мониторинга до сведения замещающих семей, учреждений образования, в которых обучаются / воспитываются дети из замещающих семей.

3. Ответственные обеспечивают сбор и обработку информации о воспитании детей и жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ, при этом на каждого воспитанника приемной семьи при посещении составляется акт обследования его условий жизни и воспитания (см. приложение Б).

4. На основе обработанной информации ответственные готовят:

– общую аналитическую записку о положении детей в приемных семьях, ДДСТ района /города, которая представляется для изучения в управление (отдел) образования;

– индивидуальные сведения о положении детей в конкретных замещающих семьях. Сведения направляются каждому приемному родителю, родителю-воспитателю и приобщаются к личному делу воспитанника приемной семьи, ДДСТ, а также ответственным за сопровождение приемных семей, ДДСТ. На основе данных мониторинга ответственные за сопровождение и приемные родители, родители-воспитатели вносят соответствующие коррективы в индивидуальные планы защиты прав и законных интересов воспитанников.

5. На основе общей аналитической записки уполномоченная организация по согласованию с управлением (отделом) образования разрабатывает систему мер по преодолению недостатков общего характера, выявленных в положении воспитанников приемных семей, ДДСТ в ходе мониторинга, планирует индивидуальную помощь конкретным семьям и детям в них, методическую работу с приемными родителями, родителями-воспитателями на предстоящий период.

6. Данные мониторинга обобщаются на коллегиях / советах управлений (отделов) образования и доводятся до сведения учреждений образования района / города.

В ходе мониторинга используется ряд форм и методов работы диагностического характера:

– анализ условий быта при посещении семей, беседы с членами семьи, воспитанниками; наблюдения; посещения учреждений образования, в которых обучаются / воспитываются дети из приемных семей, ДДСТ;

– телефонные контакты с приемными родителями, родителями-воспитателями, их воспитанниками, специалистами учреждений образования, медицинских учреждений, работниками правоохранительной системы и др.;

– анализ письменных (в т.ч. – посредством Интернет), устных обращений / запросов приемных родителей, родителей-воспитателей, детей из приемных семей, ДДСТ, родственников воспитанников семей и иных лиц;

– анализ сведений о состоянии здоровья воспитанников приемных семей, ДДСТ – по материалам ежегодного медосмотра, медицинского патронажа по месту жительства;

– анализ сведений участкового инспектора по делам несовершеннолетних, участкового милиционера – о семейном микроклимате, наличии / отсутствии проблем в поведении детей из приемных семей, ДДСТ;

– анкетирование и интервьюирование специалистов учреждений образования, медицинских учреждений, приемных родителей, родителей-воспитателей, детей из приемных семей, ДДСТ;

– изучение школьной и иной документации воспитанников приемных семей, ДДСТ;

– методы психодиагностических обследований воспитанников семей;

Наиболее распространенными методами, используемыми в ходе мониторинга, выступают следующие:

Наблюдение – преднамеренное, система­тическое и целенаправленное восприятие поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания, поступков и действий. Процесс наблюдения предусматривает постановку задачи; составле­ние плана; фиксацию данных; обработку зафиксированных данных; фор­мулировку соответствующих выводов.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной посту­пок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родите­лей; речевое обращение братьев (сестер) друг к другу; речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка.

В процессе получения и трактовки информации, которая приобретается при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

ü фиксировать поступки, поведение детей и родителей продолжи­тельное время, во многих ролях и ситуациях;

ü сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей;

ü оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии или антипатии к определенным детям и родителям);

ü помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо законо­мерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе полученных фактов, которые следует непременно дополнять результатами других методов изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Анкетирование (фр. enquete – список вопросов) – письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых фактов. Виды проведения анкетирования:

ü контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосред ственно сам);

ü заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам). Типы анкет:

• открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);

• закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);

• смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему). Приведем пример заочной смешанной анкеты для приемных родителей и родителей-воспитателей ДДСТ (см. приложение В).

Оценка эффективности приемной семьи производится различными способами. Помимо включенного наблюдения в процессе совместной деятельности, педагогом-психологом, педагогом социальным с родителями проводятся интервью и беседы, которые дают представление о том, как развивается семья, как родители понимают свои функции.

Интервьюирование (англ. interview – беседа, встреча) – способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом. Интервью бывает свободное, которое не рег­ламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, близкое к анкете с закрытыми вопросами. Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона). Основные требования к проведению интервью:

ü правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, чтобы не было никаких затруднений при его проведении;

ü обязательное краткое слово интервьюера перед началом интервью, где четко оговариваются цель, задачи, гарантируется ано­нимность опроса;

ü соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающее полное невмешательство в содержание опроса;

ü организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа – метод получения информации на основе словесной комму­никации при сотрудничестве его участников. Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с по­мощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

ü беседа в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками;

ü составляется план беседы, выделяются ключевые вопросы;

ü педагог (исследователь) должен уметь слушать, создавать атмосфе­ру заинтересованного разговора и совместного поиска истины;

ü при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей педагог (исследователь) должен проявлять такт и осторожность;

ü педагог (исследователь) обязан обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интона­ция, мимика, пантомима, жесты, эмоциональные реакции и т. п.;

ü педагог (исследователь) должен уметь отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверен­ность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка;

ü ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, маг­нитофона, диктофона и др.; результаты беседы сопоставляются с результатами других методов.

При посещении семей путем беседы и опроса родителей и ребенка изучается, как приемные родители удовлетворяют потребности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; заботятся о здоровье: как обеспечивает приемный родитель необходимые меры по восстановлению и сохранению здоровья ребенка, содействует своевременному лечению при наличии хронических заболеваний, формирует ценностное отношение к здоровью у ребенка через информацию о вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков, содействует занятости ребенка во внеурочной деятельности; обеспечивают обучение: как развивает приемный родитель интересы и склонности ребенка, создает условия для обучения; осуществляют воспитание: как посещает родитель занятия для приемных родителей при социально-педагогическом центре, применяет методы поддержания эффективного родительства; содействуют развитию идентичности: как создает приемный родитель нормальные условия для развития самосознания через содействие контактам с биологическими родителями, как ведется «Книга жизни», формируются ли у ребенка позитивные представления о себе и своих возможностях.

Результаты контроля за положением детей в приемных семьях, ДДСТ, за выполнением должностных обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями, сведения о совместной работе по реализации планов защиты прав и интересов воспитанников приемных семей, ДДСТ, а также сведения о мерах, предпринятых уполномоченной организацией по оказанию социальной, педагогической, психологической помощи в соответствии с планом защиты прав и законных интересов воспитанников в рамках организованного сопровождения семей, в обязательном порядке предоставляются приемным родителям, родителям-воспитателям для приобщения к рабочей документации, а также накапливаются в уполномоченной организации в распоряжении ответственных за подготовку воспитанников для помещения в семью / сопровождение семьи.

Все вопросы, возникающие в ходе сопровождения приемной семьи, ДДСТ незамедлительно решаются путем обсуждения на консилиумах и взаимных консультациях в духе партнерства и доверия между приемными родителями, родителями-воспитателями, уполномоченной организацией, управлением (отделом) образования.

4. Работа с биологическими родителями воспитанников приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа.

В профилактике социального сиротства одним из видов реабилитации семьи является восстановление отца и матери в родительских правах как результат их ресоциализации, осознания родительской ответственности и стремления вернуть своим детям любовь, заботу и тепло родительского дома. Именно этот вид реабилитационной работы с семьей является одной из задач специалистов, направленной на воссоединение ребенка с биологической семьей, если он был у родителей отобран по решению суда.

В решении этой задачи должны принимать участие и замещающие родители. С этой целью социальными педагогами реализуется программа работы с биологическими родителями по организации встреч с их детьми, находящимися на воспитании в замещающих семьях или детских домах семейного типа. Данная программа имеет следующее содержание.

Раздел 1. Работа с замещающим семьями:

– ознакомление с законодательными и правовыми документами об установлении контактов приемных, опекаемых детей с биологической семьей на этапе подготовки кандидатов в замещающие родители;

– разъяснение значения контакта с родственниками для сохранения родственных связей и идентификации ребенка на начальном этапе сопровождения замещающей семьи;

– определение целесообразности проведения встреч (учитываются образ жизни и состояние здоровья родителей, желание ребенка и его психоэмоциональное состояние, возможность конфликтов и их предотвращения и т.д.).

– подготовка замещающих родителей к встрече с биологическими родителями (действия, если ребенок начнет плакать, если родители придут в нетрезвом состоянии, учет желания ребенка видеть родителей, тактичное общение с родителями и ребенком и т.д.),

– определение формы контакта ребенка с родителями (прямая – встречи, обмен письмами и открытками, телефонные звонки и т.д.; косвенная – связь через третье лицо, например, социального педагога).

Раздел 2. Планирование встречи (если она целесообразна):

– решение организационных вопросов (кто и чем будет заниматься при встрече ребенка с биологическими родителями);

– планирование и организация встречи (определение места и времени визита – дома у замещающих родителей, в парке, учреждении образования и т.д., учет событий в жизни ребенка – мероприятие в школе и т.д.).

Раздел 3. Подготовка биологических родителей к встрече с замещающей семьей и ребенком:

– информирование биологических родителей о месте нахождения ребенка и изучение положения в биологической семье (устраняются ли причины, из-за которых ребенок был изъят из семьи – осуществилось ли трудоустройство, проводится ли лечение от алкоголизма, улучшаются ли санитарно-гигиенические условия жизни и др.);

– выявление желания родителей воссоединиться с ребенком и установить с ним контакт;

– разъяснение роли замещающей семьи в защите прав ребенка на безопасность, охрану здоровья, развитие и т.д. и мотивация биологических родителей на установление сотрудничества с замещающей семьей;

– согласование с замещающей семьей периодичности и продолжительности встреч с детьми;

– повышение родительской компетентности, формирование умений рационально вести хозяйство, создавать благоприятную среду по воспитанию детей;

– оказание детям материальной помощи (подарки, фрукты, одежда);

– обучение родителей планированию визитов, предоставление возможности устанавливать, кто будет участвовать в ходе встречи (другие родственники и т.д.), ориентация родителей на то, что будет оцениваться замещающим родителем (или социальным педагогом) во время встречи (см. приложение Г) ;

– содействие биологическим родителям в том, чтобы они определились, желают ли они восстановиться в родительских правах и воссоединиться с ребенком, или они уже не хотят или не могут воспитывать его, но хотят сохранить с ним контакт, не беря на себя ответственность за его воспитание;

– при желании родителей в будущем восстановиться в родительских правах, необходимо спланировать совместно с ними этапы подготовки семьи к воссоединению, включая обстоятельства жизни семьи, требующие изменения, проведение встреч с ребенком и обсуждение реакции детей на визиты родителей и общение с ними. Если семья должна воссоединиться с несколькими детьми, то план воссоединения может включать возвращение в семью детей поочередно через определенные промежутки времени, что даст возможность родителям лучше подготовиться к приему детей и привыкнуть к осознанию ответственности.

Раздел 4. Подготовка детей к визитам и встречам с биологическими родителями и другими родственниками:

– замещающая семья должна вести «Книгу жизни» ребенка, т.е. альбом-дневник, который включает представление основных событий в жизни ребенка, фотографии родителей, друзей, родственников, учителей и фотографии, отражающие его жизнь в приемной семье, рисунки, копии документов и т.д. Книга оформляется вместе с ребенком по мере его взросления, она помогает восстановить события его прошлой жизни;

– ребенок должен получить сведения о жизни своих биологических родителей после размещения в замещающей семье;

– следует учитывать факт, что разлука с родителями может привести к тому, что у ребенка возникнет к ним чувство отчуждения, особенно если у него возникнет привязанность к приемным родителям. Тогда ребенок будет отказываться от встреч с биологической семьей. Ребенку следует объяснить, что родителей не выбирают, каждый должен знать свои корни и историю своей семьи. Следует вызвать у ребенка чувство милосердия и устранить ненависть к своим родителям, иначе это может разрушительно сказаться на его собственной личности и жизни;

– ребенок должен получить сведения о том, где и с кем он встретиться, кто будет присутствовать на этой встрече, как долго она будет длиться;

– перед встречей с родителями целесообразно организовать встречу ребенка с родными братьями и сестрами (если они имеются) в доме замещающих родителей или в нейтральном месте; определить, кто из замещающей семьи будет присутствовать при встрече с согласия ребенка;

– если встречи с родителями вызывают у ребенка положительные эмоции, возможна организация посещения ребенком биологической семьи по месту ее проживания; при этом ребенок должен знать, что во время встречи с родителями в замещающей семье или посещения им родителей у них на дому ему будет обеспечена безопасность и защита;

– если после встречи с родителями у ребенка отмечается грусть, раздражение, подавленное настроение и т.д., нужно тактично расспросить ребенка о причинах такого настроения, выяснить проблемы, вызвавшие такое состояние, на основании этого принимать дальнейшее решение о встречах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А