Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями.

Дети, если они не совсем маленькие, не могут не чувствовать, что в их жизни грядут перемены – встреча с приемными родителями, реплики воспитателей «С тобой хотят познакомиться тетя и/или дядя», прежний опыт, который свидетельствует, что некоторых детей забирают чужие тети и дяди, все это говорит ему о возможных изменениях в жизни. Отсутствие ясности и определенности, малое количество информации о людях, с которыми он познакомился, вызывают у него тревогу, заставляют домысливать и фантазировать. Чаще такие фантазии небезобидны и если в этот момент передать ребенка в семью, он будет испытывать сильный стресс. Поэтому ребенка необходимо подготовить к переходу в семью и особое внимание здесь нужно уделить организации первой встречи ребенка с потенциальными приемными родителями. Такая организация подразумевает выделение ряда этапов.

1. Знакомство приемных родителей с ребенком на его территории (в хорошо знакомом ему месте – приют, интернатное учреждение) и в присутствии людей, которых ребенок знает и которым доверяет. Приемным родителям нужно дать совет, чтобы они при первой встрече держались естественно и дружелюбно. Для установления контакта можно угостить ребенка, например, сладостями. Необходимо дать ему время присмотреться к новым людям, для чего им можно просто посидеть в помещении, где находится ребенок, поощряя его действия улыбкой. Чуть позже, когда ребенок освоится, социальному педагогу (воспитателю) можно организовать совместно с приемными родителями игру и привлечь его к участию в ней, что даст приемным родителям возможность использовать тактильные прикосновения не вызывая сопротивление ребенка.

Если приемные родители определились с выбором ребенка уже на первой встрече, прощаясь с ним, они могут сообщить ему, что скоро они навестят его снова. Желательно, чтобы перерыв между первой и второй встречей не превышал трех дней.

2. Вторую встречу лучше начать в присутствии знакомого ребенку работника детского учреждения. Если ребенок не тревожен и не напряжен, работник может тихонько удалиться, оставив его с приемными родителями наедине. Наиболее оптимальным общением является игра и беседа (для более старшего возраста).

Во время встречи родителям стоит немного поухаживать за ребенком, поправляя ему одежду и легонько прижимая его к себе. Если ребенок не сопротивляется телесным контактам, можно взять и какое-то время подержать его на руках. На второй встрече можно показать ребенку фотографии своего дома и членов семьи, которые в нем проживают, сопроводив фотографии коротким комментарием. Можно поинтересоваться, понравились ли ребенку фотографии, и хотел ли бы он жить в этом доме с ними. Фотографии следует оставить ребенку, с тем, чтобы он, обдумывая грядущие изменения, имел больше возможностей привыкнуть к семье.

3. На третьей встрече, если приемные родители чувствуют, что ребенок вполне с ними освоился и в целом им доверяет, им следует рассказать ему историю его переезда из детского учреждения в их семью. Это позволит ему контролировать ситуацию и меньше тревожиться. Ребенку 5-6-ти лет можно оставить календарь, по которому он будет отмечать дни, оставшиеся до переезда. Историю переезда можно иллюстрировать рисунками или игрушками.

Во время встречи приемным родителям следует рассказывать о себе и своей семье как можно больше: чем занимаются, что любят, что представляет собой местность, в которой они живут и т.д. Чем больше информации будет иметь ребенок о приемных родителях, тем он будет спокойнее относится к изменениям.

4. День переезда. Приемные родители могут попросить администрацию детского учреждения разрешить ребенку взять некоторые вещи из приюта с собой (м.б. обувь, платьице, игрушку и др.), заменив их новыми вещами. В день переезда целесообразно привлечь ребенка к упаковке этих вещей. Необходимо, чтобы взрослые (воспитатели, социальный педагог, психолог и т.д.), которых ребенок знает, попрощались с ним и выразили свое одобрение переезду. Ребенок должен чувствовать, что переезд санкционирован людьми, которым он доверяет. При прощании уместны слезы и напутствия. Это показывает ребенку, что он был в приюте (интернате) ценным и любимым. Даже если ребенок маленький (1-2 года), не стоит его передавать приемным родителям в то время, когда он спит. Ребенок должен осознавать весь процесс перемещения из одного места в другое.

Приемным родителям можно сделать прощальные фотографии группы детей и специалистов приюта (работников детского дома и т.д.) или же заснять сцену прощания на видеокамеру. В первое время, если ребенок будет скучать в приемной семье, можно будет вместе рассматривать фотографии (видеофильм) и вспоминать случаи из прежней жизни. В последующем фотографии (видеофильм) позволят приемным родителям реконструировать историю жизни ребенка, рассказать ему историю его появления в новой семье.

Следует помнить, что предлагаемые рекомендации являются примерными, поскольку каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп формирования доверия к взрослым людям. У одних детей оно может возникнуть через 2-3 встречи, у других – через 5-6 встреч. Забирать же ребенка в семью целесообразно, когда ребенок хорошо знает приемных родителей и не испытывает страха, оставшись с ними наедине.