Метки и безусловный переход
Метка помечает какое-либо место в тексте программы. Метками могут быть числа от 0 до 9999 или идентификаторы, которые в этом случае уже нельзя использовать для каких-либо иных нужд. Все метки должны быть описаны в специальном разделе label:
label <список_всех_меток_через_запятую>;Меткой может быть помечен любой оператор программы
<метка>: <оператор>;Любая метка может встретиться в тексте программы только один раз. Используются метки только операторами безусловного перехода goto:
goto <метка>;Это означает, что сразу после оператора goto будет выполнен не следующий за ним оператор (как это происходит в обычном случае), а тот оператор, который помечен соответствующей меткой.
В принципе, передавать управление можно вперед и назад по тексту программы, внутрь составных операторов и наружу и т.п. Исключением являются только процедуры и функции (см. лекцию 8): внутрь них и наружу безусловные переходы невозможны.
Вообще же использование безусловных переходов в структурном и надежном программировании считается "дурным тоном". Поэтому мы настоятельно советуем нашим читателям воздерживаться от употребления операторов goto. Язык Pascal обладает достаточным количеством структурных конструкций и возможностей, позволяющих достичь хороших результатов надежными средствами.
Ввод и вывод: консоль
Как мы уже говорили, любой алгоритм должен быть результативным. В общем случае это означает, что он должен сообщать результат своей работы потребителю: пользователю-человеку или другой программе (например, программе управления принтером). Мы не будем описывать здесь внутренние автоматические процессы, использующие сигналы непрерывно функционирующих программ, а сосредоточим внимание на взаимодействии программы и человека, то есть на процессах ввода информации с клавиатуры и вывода ее на экран.
В программировании существует специальное понятие консоль, которое обозначает клавиатуру при вводе и монитор при выводе.