Обществов целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познающим субъектом.

Агностицизм

Гностицизм

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант - им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

Философы обсуждают вопрос о том, что является основой познания.

Основные гносеологические концепции

 

Сенсуализм и эмпиризм Основу человеческого познания составляет чувственный опыт
Рационализм Основу человеческого познания составляет разум
Интуитивизм Основу человеческого познания составляет интуиция
Синтетическая концепция Человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции

Основные гносеологические концепции

Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Виды истины:

- абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание.

- относительная истина – верное, но не полное знание о чем-либо.

- объективная истина – знание, которое не зависит от человеческого (субъективного) сознания.

- субъективная истина – истина, зависимая от субъекта.

Истина - это процесс, идущий от менее точного и полного знания к более точному и полному знанию. Это процесс движения к абсолютной истине через истины относительные. К характеристике истины нужно добавить признак конкретности истины. Каждую идею, каждую теорию нужно рассматривать в определенных условиях, в рамках определенной предметной области, в определенном языке, в определенном контексте. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна .

Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины- способ проверки и обоснования знания. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:

Декарт в качестве критерия истины предложил ясность и очевидность.

Мах предложил в качестве критерия истины «экономию мышления». Истинно то, что просто, что экономно мыслить.

Прагматизм предложил следующий критерий: истинно то, что полезно, выгодно людям.

В качестве критерия истины предлагалась внутренняя согласованность мыслей, их ценность и др.

Диалектико-материалистическая философия в качестве объективного критерия истины предлагает практику.

Главные виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и мышление (рациональное познание).

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность.

Формы чувственного познания

Ощущение Восприятие Представление
       
Единичный акт чувственного Совокупность нескольких ощущений, Образ ранее воспринятого  
познания т.е.целостный чувственный образ предмета или образ, рождающийся  
  предмета с помощью  
  Например: зрительные, слуховые, осязатель- ные, вкусовые, боле-вые, температурные, двигательные и др.   Например: восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных, темпера - турных и др. ощущений воображения Например: арбуз, корова  
             

 

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.