XVI-XVII вв.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Важнейшие институты государственного управления – приказы : Казна (казенный двор) и Дворец.
Дворец возглавлял дворецкий, Казначей был хранителем великокняжеской казны и архивов.
В 1550 году приказы становятся постоянно действующими государственными учреждениями. Делятся на две группы:
Приказы ведущие отдельными отраслями в масштабах всего государства:
- разрядный (военная служба);
- поместный (государ.земли) ;
- стрелецкий;
- оружейный;
- пушкарский;
- посольский;
2. Надзирали в административном и судебном плане – казанский, московский, владимирский и т.д. Во главе приказа – судья. Его помощники – дьяки и подьячие.
XVII – расцвет приказной системы управления. К 1646г. – 26 приказов.
Петр I в XVIII в. провел реформы гос.управления. В 1708-1710гг. страна была разделена на 8 губерний. Во главе – губернатор, далее – генерал-губернатор, обер-комендант, обер-комиссар, обер-провиантмейстер. Губернии делились на провинции (50 шт.), а те на дистрикты (округа) во главе с комиссаром.
Центральное управление 1711г. – Сенат – высший правительственный орган. Состоял из 9 человек, назначенных царем. Контрольно-ревизионный орган – институт фискалов. Доносы фискалов о действиях в губерниях, наносящих вред государству отправлялись в Расправную палату, а затем в Сенат.
В 1718-1720гг. были созданы коллегии – военная, иностранная, юстиц-коллегия, ревизионная и т.д., всего 11 коллегий.
В 1721г. создан Синод – ведает церковными делами. Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата.
В XVIII веке функции Сената менялись наиболее значительно – при Екатерине создан Совет при Высочайшем дворе. Сенат разделен на 6 департаментов.
В 1775-1785гг. Екатерина провела губернскую и городскую реформы. Но к началу XIX века система государственного управления находилась в состоянии развала.
Александр I учредил вместо 12 коллегий в 1802 году 8 министерств – военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, просвещения, юстиции. Высшим административным органом стал Кабинет министров.
Период 1808—1811 годов был эпохой наивысшего значения и влияния М.М.Спиранского, сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения. В то же время он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.
В 1810г. создан Государственный Совет – высший законодательный орган. Члены Совета назначались Императором.
ИТАК:
Сенат.
Государственный Совет.
Кабинет министров.
Собственная Его Императорского Величества (Е.И.В.) канцелярия, включала 6 отделений, подчинялась лично Императору. Наиболее известно истории третье отделение, ведавшее политическим сыском и следствием.
Эта система управления сохранялась до XX в. При Николае I система управления характеризовалась необыкновенно разросшимся чиновничьим аппаратом и бюрократизмом.
Реформы 60-80-х гг. – мало что изменилось, но судебная система – значительно.
В 1905г. – Манифест 17 октября – изменялся статус Гос.Думы: из законосовещательной она превратилась в законодательную. Выборы в Думу были не равными, не всеобщими, не прямыми. Выбирать не имели права – учащиеся, военнослужащие, женщины. Мужчины – с 25 лет.
Дума состояла из 2-х палат. Верхняя – 98% назначалась Императором на 5 лет. Император имел право распустить раньше срока. Первый Российский парламент работал всего 11 лет. Их было 4 с 08 июля 1906г. по 12 марта 1917г.
Несмотря на недостатки деятельности Думы, она способствовала развитию политической культуры российского общества.
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ 1917-1918.
Учредительное собрание – особый вид выборного учреждения, главная функция состоит в установлении формы правления и принятия Конституции. (В истории известны Учредительные собрания во Франции 1789-1791, 1848; в Италии 1945-1947; в Португалии, в Болгарии, в Румынии).
2 марта 1917г. Временное правительство провозгласило немедленную подготовку к созыву Учредительного Собрания. Было выработано положение о выборах. Право голоса предоставлялось с 20 лет и мужчинам и женщинам и военнослужащим. Лишались право голоса умалишенные, преступники, дезертиры и члены царской семьи. Но время было упущено.
Положение о выборах – 2 октября 1917г., а сами выборы – 12 ноября 1917г.
У власти в Петрограде – Совет Народных Комиссаров (СНК). Итоги выборов – 50% за партию эссеров, 25% - за большевиков, 13% - за кадетов.
5-6 января 1918г. – Учредительное Собрание отказалось подтвердить декреты СНК и оно было распущено.
Конституция 1918г. провозгласила установление «самодержавие народа» в форме диктатуры пролетариата. Избирательное право предоставлялось только трудящимся (рабочим и крестьянам 1:5). Выборы многоступенчатые, не равные.
Высший орган власти – Съезд Советов, который избирал ВЦИК – высший орган власти между съездами Советов. ВЦИК формировал правительство – Совет Народных Комиссаров.
2 декабря 1917г. был создан Высший Совет Народного хозяйства (ВСНХ), в чьем ведение находились все централизованные предприятия. ВСНХ включал в себя множество отделов, отраслевые центры, главки и т.д. (главметалл и т.д.) 40 отделов, в каждом от 5 до 15 отделений.
Число госслужащих увеличилось по отношению к 1913 году в два раза и насчитывало 300 тыс. человек. Бюрократия, неразбериха – характерная черта управления.