Американскую.
Негроиды на:
- африканскую,
- океанийскую.
В результате длительных контактов на границах больших рас возникли различные переходные в расовом отношении типы. Выделяют три вида переходных или смешанных форм:
- древнейшие,
- средних веков,
- нового времени.
В Африке на контакте негроидной и европеоидной рас в древности сформировались эфиопский и суданский типы, характеризующиеся строением лицевой части аналогичным европеоидному, но имеющие темную кожу и курчавые черные волосы.
Древние переходные формы сформировались на контакте европеоидов с океанийской ветвью экваториальной расы на юге Индии ( веддоидный тип ), между монголоидами и океанийской ветвью ( народы Индокитая, Индонезии и Филиппин ).
К промежуточным формам относят полинезийцев, японцев и микронезийцев, в физическом типе которых имеются признаки всех трех основных рас.
В средние века и новое время в различных областях земного шара сформировались смешанные типы из представителей больших рас и древних переходных групп. К ним относятся среднеазиатский и южносибирский типы, в участие которых приняли европеоиды и монголоиды узбеки, туркмены, казахи. Смешение голландских колонистов и готтентоток дало группу цветных в Южной Африке. К смешанным формам относятся также мулаты, метисы и самба в странах Латинской Америки. Переселившиеся на Мадагаскар из Индонезии южные монголоиды и местное негроидное население дали своеобразный антропологический тип мальгашей.
В большинстве стран переписи не учитывают расовую принадлежность населения. Поэтому точных сведений о численном составе населения отдельных рас нет.
Этнический состав населения
Группировки населения на основе исторически сложившихся признаков: общности языка, территории, хозяйства и культуры – называются этническими общностями(этносами). К ним традиционно относят:
- племя,
- народность,
- нацию.
Важнейшим признаком этнической общности служит этническое самосознание то есть сознание принадлежности к определенной группе людей.
Самой ранней и простой этнической общностью было племя. На этой стадии развития человеческим коллективам присуще было владение определенной территорией и наличие примитивного языка. Этническое самосознание у членов племен выражалось обычно в представлении об общем предке.
С ростом общественного разделения труда, с появлением классового общества и образованием государств начинает складываться более сложная этническая общность – народность. Формирование народностей началось в рабовладельческих государствах и закончилось при феодальной системе. Представление об общем предке постепенно сменяются сознанием общности происхождения от определенного племени. Многие народности стали ядрами государств. Замкнутый образ жизни, трудность связей между отдельными частями государств привели к образованию различных диалектов.
Образование государств способствовало возникновению письменности и тем самым создало предпосылки для возникновения единого для всего государства языка на основе одного из диалектов.
Высшей этнической общностью является нация. Возникновение наций исторически совпадает с созданием крупного капиталистического производства.
Наряду с экономической общностью и единой территорией нацию характеризует развитый литературный язык. Он складывался обычно на основе одного из территориальных диалектов, как правило, той местности, которая стала ядром образования национальных государств. Французский литературный язык сформировался на основе говоров Парижа, английский – языка Лондона. Немецкий литературный язык складывался в эпоху реформации в условиях политической раздробленности Германии, и в его основу был положен язык «Библии» Мартина Лютера. Таким образом немецкий литературный язык сложился раньше, чем стала формироваться немецкая нация.
На Земле в настоящее время проживает около 2000 различных этносов, находящихся на разных ступенях развития.
Десять народов численностью свыше 50 млн. человек каждый ( китайцы, американцы, русские, японцы и др. ) составляют почти 56 % всего населения. Свыше 24 % приходится на народы от 10 до 50 млн. человек ( 34 народа ).
Таким образом подавляющая часть населения мира объединяется всего лишь несколькими десятками наций.
Большинство же народов имеет небольшую численность, иногда в несколько тысяч или даже сотен человек. Из2000 народов свыше половины насчитывает менее 1000 человек каждый.
Этнические общности постоянно находятся в движении. На первых стадиях развития человечества преобладали процессы этнического разделения, в результате чего возникло множество этнических общностей. Только в Австралии среди аборигенов, перед приходом туда европейцев, насчитывалось около 500 племен со своими языками. С возникновением единого для группы племен языка было положено начало объединению мелких общностей в более крупные. Но интенсивно эти процессы стали развиваться с появлением государств, когда группы и союзы племен стали перерастать в народности.
Выделяют два вида этнического объединения – консолидацию и ассимиляцию.
Под консолидацией этнографы понимают процесс объединения родственных между собой этнических общностей и образование из этих элементов более крупной и развитой этнической общности. Так из родственных славянских племен сформировались русская, украинская и белорусская народности, переросшие в дальнейшем в нации.
Ассимиляция этнических групп означает поглощение одной этнической общностью другой, обычно более крупной и развитой. В результате этого происходит как бы растворение меньших и не достигших еще высокого уровня народов в среде более многочисленных и высокоразвитых.
Могут быть случаи полного поглощения, вследствие чего представители ассимилируемого народа усваивают язык другой этнической общности и он становится для них родным. Постепенно ими утрачивается сознание прежней этнической принадлежности. При этом ассимиляция может быть насильственной, проводимой господствующей этнической общностью, и ненасильственной. Процессам ассимиляции способствуют смешанные браки. Так в нашей стране на каждую 1000 браков приходится около 200 межнациональных.
Классификация народов
При всем многообразии этнического состава населения земного шара этнографы давно заметили общее между отдельными народами. Это общее им придает территория, язык, хозяйственный и культурный уклад.
Классификация, проведенная с учетом территориального признака получила название географической.
Группировка народов по географическому принципу не только показывает пространственное их распределение, но и позволяет проанализировать процесс заселения человеком земной поверхности и ее отдельных областей.
Рассматривая этнический состав населения отдельных стран и районов необходимо различать коренное ( аборигенное, автохтонное ) и пришлое население. Деление это довольно условно, так как среди коренного населения всегда можно выделить более древнее и переселившееся сравнительно недавно.
Так в Северной Америки коренное население представлено индейцами и эскимосами, но первые появились в Америке несколько десятков тысяч лет назад, а предки эскимосов переселились на рубеже нашего летоисчисления.
Аналогичное положение в Индии, где самый древний народ – дравиды – а индоарийские народы пришли сюда из районов Передней Азии 3 – 4 тысяч лет назад.
Народы живущие по соседству друг с другом обычно имеют сходные формы быта и культуры, и чем, длительнее было соседство, тем больше общих черт можно найти в быту и культуре этих народов вне зависимости от их происхождения.
Районы, у народов которых исторически сложились общие или сходные формы культуры и быта, называются историко-этнографическими областями. Это:
Прибалтика
Среднее Поволжье
Кавказ
Средняя Азия
Сибирь
Передняя Азия
Скандинавия
Полинезия.
Географическая классификация народов применяется чаще при общих обзорах, однако она не объясняет происхождения народов ( их этногенеза ), возникновения специфических черт материальной и духовной культуры народов, особенностей его расселения.
При знакомстве с этнической картой мира не трудно заметить, что одни народы занимают компактную территорию, например русские или китайцы, другие же рассосредоточенны по территории Земли, например евреи или татары.
На этнографической карте видно также, что в окружении родственных народов живут группы населения, далекие от них по языку и укладу жизни. В таком положении оказались: