Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется на:

· республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда, иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции;

· отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

· территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

· разработку и принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;

· анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработку и реализацию мер по их профилактике в подчиненных им организациях;

· организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:

· разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

· контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

· информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;

· организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций.

В РБ проделана значительная работа по реформированию нормативно-правовой базы по ОТ:

· ратификация ряда Конвенций Международной Организации Труда (МОТ);

· принятие Концепции гос. управления ОТ;

· разработка Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда и др.

Новые нормативно-правовые акты межотраслевого и отраслевого характера разрабатывались:

· Министерством труда и социальной защиты;

· Министерством здравоохранения;

· Министерством по чрезвычайным ситуациям;

· Министерством архитектуры и строительства;

· Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации;

· Государственными органами надзора и контроля и др.

Также существуют действующие правовые акты, принятые еще в период бывшего СССР.

Реформирование правовых и организационных основ ОТ связано с изменениями форм собственности и условий хозяйствования, что привело к необходимости перераспределения функций по ОТ между государством и профсоюзами. У государства основная функция – надзор за ОТ, что вместе с государственной системой социального и пенсионного обеспечения служит гарантией прав граждан в области ОТ.