Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется на:
· республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда, иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции;
· отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
· территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:
· разработку и принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;
· анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработку и реализацию мер по их профилактике в подчиненных им организациях;
· организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
· разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
· контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
· информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
· организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций.
В РБ проделана значительная работа по реформированию нормативно-правовой базы по ОТ:
· ратификация ряда Конвенций Международной Организации Труда (МОТ);
· принятие Концепции гос. управления ОТ;
· разработка Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда и др.
Новые нормативно-правовые акты межотраслевого и отраслевого характера разрабатывались:
· Министерством труда и социальной защиты;
· Министерством здравоохранения;
· Министерством по чрезвычайным ситуациям;
· Министерством архитектуры и строительства;
· Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации;
· Государственными органами надзора и контроля и др.
Также существуют действующие правовые акты, принятые еще в период бывшего СССР.
Реформирование правовых и организационных основ ОТ связано с изменениями форм собственности и условий хозяйствования, что привело к необходимости перераспределения функций по ОТ между государством и профсоюзами. У государства основная функция – надзор за ОТ, что вместе с государственной системой социального и пенсионного обеспечения служит гарантией прав граждан в области ОТ.