Мои рассуждения.
Я рассмотрел данный период истории на двух личностях, каждый из которых почему- то прежде чем создать, разрушал! Церковь в то время играла большую политическую роль в жизни и управления государством.
Что же разделяло двух лидеров - Никона и Аввакума?
Аввакум и его приверженцы, несомненно, были воспитаны на теории «Москва-это третий мир», верили в превосходство над другими странами, сохраняли свою независимость и не искали образец развития в греческой земле, это задевало и оскорбляло национальное чувство. Аввакум имел чувство патриотизма и чести, которые были выше и сильнее реформы, которую провозглашал Никон. И поэтому для Аввакума данная реформа воспринималась как оскорбление чувства национального достоинства, как покушение на чистоту культуры, национальную самобытность.
Что касается другого участника церковного раскола - Никона, у того было более благоприятное положение ( поддержка самой государственной власти,нежелание повторения недавних событий, которые разрушили все инфраструктуры русского государства. Но Никон преследовал и свои личные цели и придерживался своих твердо устоявшихся принципов, его реформы носили келейный характер, и поэтому Никон стремился укрепить церковь, чтобы освободить её от царской опёки, а тем самым приобрести и личную неограниченную власть. Завоевав сначала доверие царя, Никон принял на себя титул «великого государя», стал вмешиваться в государственные дела, в дипломатическую и военную политику правительства, и, в конце концов, открыто провозгласил идею превосходства духовной власти над светской.
Итак, противостояние Никона и Аввакума не было только противостоянием двух сильных личностей, но с исторической точки зрения это была борьба церковно-феодальной верхушки общества с самосознанием народа.
ема лекции: Традиционная культура Московского государства |
Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер.
Источник развития | Ограничитель развития |
Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. | Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. |
Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры. | Традиционная культура сложилась позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. |
Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики | |
Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей. | |
Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный. В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. | |
Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”. При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми. | |
Наши предки подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал. | |
Преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы. Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души | |
Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых. Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е. чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви. | |
Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры. | Традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались. |
Связь традиционной культуры и патриархальной семьи:
Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.
Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.
Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”. Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.
Тема лекции: Россия и Европа в XVII веке |
Европа | Русь |
Век глобальных, хотя и не эффектных перемен.
Экономика:
- Распад средневекового землепользования и феодальной системы эксплуатации в деревне;
- Быстрое развитие капиталистических отношений;
- Их качественное совершенствование;
- Мануфактуры – решающий фактор расширения рынка;
- Переход к индустриальному обществу.
Экономическим и политическим центром континента становится север (Англия, Нидерланды).
Политика:
Расцвет классического абсолютизма. Английская революция→конституционная монархия.
Духовная сфера:
Секуляризация. Научная революция (рационалистическая философия + опытное знание).
Безопасность:
1683г. – разгром турок под Веной. Внешняя экспансия.
↓
Всеобщий кризис:
![]() ![]() ![]() ![]() | Развитие России не укладывается в европейские стандарты. По своим механизмам оно существенно отличается от Европы, хотя внешне и было близко к ним. Именно в XVII в. вызревают новые явления, которые будут предпосылками нового периода русской истории, НО: Достигает кульминации особый тип феодализма, завершается оформление крепостного права, идет консолидация боярства и дворянства в одно сословие. Буржуазные отношения – отдельные, малоустойчивые. Почему? 1. экстремальная ситуация с момента рождения государства (внешняя угроза + нехватка сил и средств); 2. беспрецедентное расширение пределов (колонизация малонаселенных земель; мирный – земледельческий или промысловый характер); 3. отток недовольного населения на окраины→государство вынуждено усиливать контроль, расширять свои функции; 4. сословия формируются государством, а не в результате социально-экономического развития; 5. в условиях господства натурального хозяйства, слабо развитого обмена, мобилизация ресурсов страны могла осуществляться только за счет закрепощения; 6. отток крестьянства приводил к падению уровня жизни помещиков. |
Тема лекции: Экономика России в XVII веке |
старое | новое | |
Выход из кризиса | Растянулся до 1650-х гг. Запустение центральных уездов. Причины: - низкое плодородие Нечерноземья; - сказывались события Смутного времени; - слабая производительность крестьянского хозяйства с его примитивной техникой и технологией; - слабая сопротивляемость крестьянского хозяйства природным условиям; - закрепощение крестьяне способствовало их заинтересованности. | |
Финансовая система и налоговая политика | Поземельная система прямого налогового обложения. В первое десятилетие после Смуты все прямые налоги взимались с земли, т.е. на основании «сошного письма». | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Феодальное землевладение и хозяйство | Рост производства происходил за счет освоения новых земель. Основой отношений феодалов и крепостных стала барщинная система: 1. натуральное хозяйство; 2. наделение крестьян землей и орудиями за что они работают на барщине и платят оброк; 3. личная зависимость; 4. рутинная техника. Сохранялись кое-где подсека и перелог. Традиционные земледельческие культуры, орудия труда. Плуг вводился медленно. И крестьянское, и помещичье хозяйство медленно втягивалось в рыночные отношения: крестьяне в полной власти феодалов, невозможность свободно распоряжаться своим трудом; рост повинностей. | 1. Формирование районов, производивших товарный хлеб (Среднее Поволжье, Черноземный Центр); 2. Господство трехполья. Правительство издает указы, запрещавшие московским чинам приобретать земли на южной окраине государства (1637) и переход поместий и вотчин уездных служилых людей к служилым людям думных и московских чинов (1639). Превращение поместья как обусловленного службой землевладения в наследственное вотчинное владение (указы 1611-1618гг., запрещавшие передачу освободившихся поместий кому-либо, кроме родственников прежнего владельца, с 1634г. – «родовое поместье», указ 1642г. запрещал вдовам служилых людей передавать их «прожиточное» поместье в чужой род). |
Ремесло и промышленность | Ремесло не могло стать источником накопления. Производство не на основе наемного труда (крепостничества). Создание ускорялось государственными потребностями | 1) Углублялось разделение труда , усиливалась торгово-промышленная специализация районов; 2) Развивались кустарные промыслы, ремесленное производство приобретало мелкотоварный характер; 3) Первые мануфактуры. Сначала – в металлургии. |
Торговля | 1. медленно развивалась внешняя торговля (единственный морской порт – Архангельск); 2. структура экспорта не характерна для развитой страны (полотно, кожа, пенька, сало и т.п. в обмен на промышленную продукцию); 3. государственная монополия на торговлю многими товарами и засилье иностранных купцов сдерживали накопление частных, не связанных с государством, капиталов. | 1. начало формирования единого рынка. Ярмарки – центры оптовой межрайонной торговли. Макарьевская – Нижний Новгород. 2. русское купечество, утрачивая роль незаметного посредника, все громче заявляет о себе, оно еще не стремится проникнуть в промышленность или участвовать в крупных финансовых операциях, но свои интересы в борьбе с иностранной конкуренцией отстаивает решительно и упорно. В 1653г. был принят Таможенный устав, вводилась единая, так называемая рублевая пошлина. 1667г. – Новоторговый устав. |
ВЫВОД | Новые элемента появлялись на фоне поступательного развития феодализма. Они испытывали его деформирующее действие. Генезис капитализма – не раньше серединыXVIII века. | Шло «первоначальное накопление», но своеобразными методами. Не произошло обезземеливание, мало развивалась внешняя торговля. Копило ГОСУДАРСТВО (внутренние налоги, откупа, подряды, ростовщичество). |
Тема лекции: Бунташный XVII век |
Причины:
1. складывание посадского тяглого сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос);
2. усиление централизации и крепостничества, злоупотреблений власти;
3. непосильность налогового бремени (строительство государства при скудности природных богатств, суровом климате, бедности и относительной малочисленности населения, низких урожаях и частых стихийных бедствиях).
4. правительство иногда пускалось на откровенные финансовые авантюры (пример – замена серебряной монеты медной при той же стоимости);
5. 1613-1633 гг. – 7 раз собирались чрезвычайные налоги (государству требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель);
6. правительство стремилось включить в состав тяглого населения все новые категории жителей.
Борьба населения:
Бунты | Хитрости и уловки, массовое расхищение государственного имущества, казнокрадство. |
Однако ослабление государства грозило россиянину еще худшим – анархией, гибелью во внутренних распрях, нашествием чужеземцев.
1648г. – московское восстание (соляной бунт); действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки, соединились устремления различных социальных сил и слоев жителей Москвы и провинции. Причины: рост «соляного налога», злоупотребления и алчность московской администрации.
1650г. – восстание в Пскове и Новгороде, толчком к нему послужила попытка правительства рассчитаться со Швецией за перебежчиков из областей, захваченных ею у России, хлебом, скупленным на псковском рынке→резкий подъем цены на хлеб. Социальной базой движения в обоих случаях были рядовые, «молодшие», посадские люди и приборные чины.
25 июля 1662г. – восстание в Москве (медный бунт); неумеренный выпуск медных денег, а также появление «воровских» медных монет привели к их обесцениванию→рост цен и голода.
1666г. – восстание донского казака Василия Уса.
Конец 60х-начало 70х – «бунт Стеньки Разина»; действия восставших считали антигосударственными (С.М.Соловьев), объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни (Н.И.Костомаров).
Главное значение – в ограничении эксплуатации, злоупотреблений властей.
Но в целом, они подталкивали государство к централизации и укреплению госаппарата.
Тема лекции: Внешняя политика России в 1630-1690-е гг. | |||||||
Война | Причины | Кто | Мирное со- | Итоги | |||
победил | глашение | ||||||
Смоленская | Стремление | Речь По- | Поляновский | Россия вернула | |||
война против | России пере- | сполитая. | мирный до- | Серпейск. Вла- | |||
Речи Посполи- | смотреть | говор 4 июня | дислав отказал- | ||||
той(1632- | грабитель- | 1634 г. | ся от претензий | ||||
1634) | ские условия | на российский | |||||
Деулинского | престол за | ||||||
перемирия. | сумму в 20 ты- | ||||||
Удобная си- | сяч рублей. | ||||||
туация бес- | |||||||
королевья в | |||||||
Польше. На- | |||||||
дежда на по- | |||||||
мощь Шве- | |||||||
ции. | |||||||
Русско- | Попытка | Относи- | Валиесар- | Стороны вер- | |||
шведская вой- | вернуть Нев- | тельное | ское переми- | нулись к дово- | |||
на | ское устье и | равновесие | рие 20 де- | енным позици- | |||
(1656- 1658) | Карельский | сил. | кабря 1658 | ям (status quo). | |||
перешеек и | г.; Кардис- | ||||||
помешать | ский мирный | ||||||
Швеции ук- | договор 21 | ||||||
репиться в | июня 1661 г. | ||||||
ходе успеш- | |||||||
ной войны с | |||||||
Польшей. | |||||||
Война с Речью | Стремление | Россия. | Андрусов- | Россия возвра- | |||
Посполитой | вернуть | ский договор | щала себе Смо- | ||||
(1654- 1656, | Смоленский | о перемирии | ленск с приле- | ||||
1658- 1667) | регион, ока- | 20 января | жащими терри- | ||||
зать помощь | 1667 г.; Мос- | ториями, полу- | |||||
национал ь- | ковский | чала Левобе- | |||||
но- | "вечный | режную Ук- | |||||
освободи- | мир" 6 мая | раину, Киев, | |||||
тельному | 1686 г. | Черниговское | |||||
движению | воеводство, За- | ||||||
украинского | порожье. | ||||||
и белорус- | |||||||
ского наро- | |||||||
дов. | |||||||
Тема: Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков |
Мирные договоры и перемирия конца XVII—XVIII веков:
Название договора | С кем заключен | Когда | Условия договора |
Константинопольское перемирие | с Турцией | С 1700 сроком на 30 лет | По итогам Азовских походов Петра I Россия получала Азов и Таганрог, выход в Азовское море |
Прусский мир | с Турцией | 1711 | Возврат Турции Азова, утрата выхода в Азовское море (обязательство срыть Таганрог), обязательство России не вмешиваться в Польские дела и гарантировать проезд Карла XII в Швецию |
Ништадский мир | со Швецией | 1721 | Окончание Северной войны: в состав России вошли Ингерманландия, Эстляндия, Лифляндия и часть Карелии (с Выборгом), денежная компенсация Швеции за потерю Лифляндии и право беспошлинно покупать хлеб в России |
Петербургский договор | с Персией | 1723 | Россия приобретает Гилянь, Мазандаран и Аст-робад (западное и южное побережье Каспийского моря) |
Ганджи некий договор | с Персией | 1735 | Закрепление отказа России от персидских провинций, приобретенных по Петербургскому (1723 г.) договору |
Белградский договор | с Турцией | 1739 | Россия получает Азов и земли Причерноморья от Дона до Южного Буга |
Абосский мир | со Швецией | 1743 | Россия получает юго-восточную часть Финляндии (Кюменогорскую и Саволакскую провинции) |
Русско-прусский договор | с Пруссией | Возвращение к границам до начала Семилетней войны | |
Кючук-Кай нарджииский мир | с Турцией | Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, контрибуцию в 4,5 млн. руб., право свободной торговли в Турции и покровительства христианских подданных Османской империи; Турции возвращаются острова архипелага Эгейского моря | |
Верельский мир | со Швецией | Сохранение статус-кво (довоенных границ) | |
Ясский мир | с Турцией | Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани, Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром |