ТЕОРИЯ ДВУХ ФАКТОРОВ Ф. ХЕРЦБЕРГА

Ф. Херцберг исследовал двести инженеров и бухгал­теров для выявления мотивационных факторов и их силы.

Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на рабо­те исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы деталь­но описать, когда Вы чувствуете себя на работе ис­ключительно плохо?».

В результате проведенного исследования выяви­лись две группы факторов, влияющих на мотивацию труда. Первую группу факторов Херцберг назвал гигие­ническими факторами, вторую - мотиваторами.

Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение вызывает не­удовлетворенность трудом.

При улучшении гигиенических факторов неудовлет­воренность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности.

Разновидности гигиенических факторов: от­ношения с коллегами, начальством и подчиненными; вознаграждение; способности руководителя; физиче­ские условия труда.

Мотиваторывызывают удовлетворенность тру­дом, способствуют высокому уровню мотивации и тру­довых достижений.

Разновидности мотиваторов: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоя­тельность и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности самореализации.

Границы между отдельными гигиеническими фак­торами и мотиваторами относительны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факто­рам гигиены, в то же время такой мотиватор, как долж­ностной рост, также подразумевает повышение зар­платы ,

Для того чтобы избежать неудовлетворенности трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительно­сти труда достигается с помощью мотиваторов. Основные идеи Ф. Херцберга.

1.Существование мотиваторов может лишь частично компенсировать отсутствие факторов гигиены.

2.Отсутствие гигиенических факторов ведет к не­удовлетворенности трудом.

3.Позитивное максимальное мотивационное воз­действие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.

4.В обычных условиях наличие гигиенических фак­торов воспринимается как должное и не оказывает мотивационного воздействия.

Отличие модели Ф. Херцберга: отрицает простую альтернативность в воздействии различных мотива-ционных факторов на удовлетворенность трудом.

Главный вывод из теории Ф. Херцберга: руко­водители должны очень осторожно подходить к ис­пользованию различных стимулов и, когда потребно­сти низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать упор на гигиенические факторы. И им не сле­дует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.