Принципы планирования.

История развития функции планирования в современном обществе.

ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование- процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей.

Планирование дает ответы на вопросы: что необ­ходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

Планирование на микроуровне включает сово­купность бизнес-планов, краткосрочных программ, ко­торые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне - основная форма государственного регулирования объектов управления.

В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйствен­ных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие.

В 90-е гг. приоритетным стало программирование, раз­работка программ. Программы разрабатывались на различ­ных уровнях: общегосударственном, на региональном и му­ниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Составляющие компоненты цикла планирования:

- анализ внешней среды;

- определение сильных и слабых сторон развития;

- использование имеющихся преимуществ;

- разработка плана достижения цели;

- корректировка целей и отклонений;

- определение целей.

Особенность: планирование реализуется во вза­имосвязи и взаимодействии с остальными функция­ми управления.

1.Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности.

2.Необходимо предвидеть ход развития событий в орга­низации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов.

3.Разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых небла­гоприятных обстоятельствах.

4.В процессе планирования должны быть задей­ствованы все звенья управления.

5.Планированием должны заниматься профессио­налы.

6.Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы.

Уровни планирования:

- стратегические планы;

- тактические планы;

- оперативно-календарные планы;

Виды планов по срокам:

- краткосрочные (до года);

- среднесрочные (от 1 до 2 лет);

- долгосрочные (5-10 лет);

- перспективные (более 10 лет).

По целям: стратегические и тактические.

Стратегия - план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, при­быль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, со­циальные цели.

Возможности стратегического плана: позволя­ет планировать с позиции завтрашнего дня, это про­цесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

Тактическое планирование связано с решени­ем задач на ближайшее время (2-3 г.).

Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий.