Тема 12. Принятие управленческих решений

Каждый из нас в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни — тысячи решений. Для менеджера принятие решений — по­стоянная и очень ответственная работа.

Можно выделить следующие основные признаки, отличающие уп­равленческие решения:

Цели. Субъект управления принимает решения исходя не из сво­их собственных потребностей, а в целях решения проблем конк­ретной организации;

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его соб­ственной жизни и может повлиять на немногих близких ему лю­дей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его реше­ния могут существенно повлиять на жизнь многих людей;

Разделение труда. В частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его выполняет, в организации одни работники заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие — реализацией уже принятых решений;

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятель­но принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управ­лении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профес­сиональной подготовки.

Поскольку принятые решения касаются не только самого менедже­ра, но и других людей и во многих случаях — всей организации, пони­мание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для эффек­тивного управления.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляе­мый руководителем в рамках его должностных полномочий и компе­тенции и направленный на достижение целей организации.

Существуют следующие критерии классификации управленческих решений:

- по сроку действия: долго-, средне-, и краткосрочные

- по частоте применения: одноразовые, повторяющиеся

- по широте охвата: общие, узкоспециализированные

- по форме подготовки: единоличные, групповые, коллективные

В управленческой практике и процедуре принятия решений сло­жились два основных подхода: индивидуальный и групповой.

Индивидуальный подход предполагает, что большая часть реше­ний в организации принимается и высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров.

При групповом подходе к при принятию решения менеджер любого уп­равленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного ре­шения, делегирует полномочия ни самый низкий управленческий уро­вень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимуще­ство его состоит в том, что разрешение работникам участвовать в при­нятии решений увеличивает эффективность.

Определенный интерес представляет классификация управлен­ческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение — это выбор, который должен сделать ру­ководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимае­мой им должностью.

Интуитивное решение — это выбор, основанный на суждениях, ощу­щениях, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта и обосновыва­ется с помощью объективного аналитического процесса.

На принятие решений большое влияние оказывает личностный про­филь менеджера, то есть та совокупность индивидуальных особеннос­тей руководителя, которую несут с собой его решения к исполнителям.