Мелкое и среднее купечество

Досуг в купеческой и мещанской среде

Российское купечество в XVIII – первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход отдельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятельности.

Представители богатых кругов, особенно те, кто проживал в столичных городах, ориентировались на формы досугового времяпрепровождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-х гг. XVIII в. в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в “Московское купеческое собрание”. Организационную и содержательную деятельность члены Собрания строили по образу и подобию “Московского Благородного дворянского собрания”. В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. В Собрании функционировала библиотека, допускались модные в те времена игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г. г. XIX в. Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объединения.

Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с “пешим” простым народом.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашнее - родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, почти не появлялись в общественных местах. Образ жизни и способы проведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.

Пореформенный период явился порой, когда в среде купечества происходило нивелирование различных социальных пластов. Возросли экономическая мощь купечества, его благосостояние. Социальные перемены отразились на быте и на досуге купеческого сословия.

В пореформенный период, особенно к концу XIX – началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном плане. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском, Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.

В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид “общественной” работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892 г. В конце XIX – начале XX вв. купцы С.И. Щукин и С.Т. Морозов обратили внимание на французских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллекционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ведущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца С.И. Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 г. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т. Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия.

Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кругов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи и по этой причине не являлись носителями сословных черт досуга. Их досуг отличался уже внесословным характером, был ориентирован на европейские стандарты.

Среднее и мелкое купечество, занимающееся преимущественно торговым делом, и в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового времяпрепровождения. Представителей этого слоя отличала умеренность политических воззрений, патриархальный взгляд на морально-этические нормы. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми временами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми “разных званий”, в среде которых проводили свободные часы. Описывая жизнь и быт московского купечества конца XIX – начала XX вв., П.А. Бурышкин отмечал, что подобный образ жизни был последним пережитком того патриархального уклада, в котором в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общества. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, что нельзя принимать за признак какой-то “отсталости”.