Биологическое и биосоциальное направление.

Идеи Ч. Ломброзо о примате биологических факторов в ряду причин преступного поведения находят развитие в трудах его соотечественников Р. Гарофало и Э. Ферри. Кстати, Р. Гарофало наука криминология и обязана своим названием: в 1885 г. вышла в свет его книга, которая так и называлась «Крими­нология». Э. Ферри вместе с австрийским юристом Ф. Листом (1851—1919 гг.) считаются основоположниками биосоциологической школы. Э.Ферри сформулировал понятие «опасного состояния», а Франц фон Лист (кстати, он один из основателей Международного союза криминалистов) использовал в своей теории понятие «индивидуальная склонность», вкладывая в его содержание биологические особенности личности человека. Развивающаяся уголовно-антропологическая (впоследствии преобразованная в биосоциальную) школа была прямым про­тивопоставлением классической - преступление интересовало ее не как нарушение юридической нормы, а как проявление осо­бого состояния преступника, а наказание как одно из средств беспрестанной и бесконечной борьбы, в которой слабый должен уступить место сильному. Учение старой, еще со времен святого Августина (354—430 гг. н.э.) школы о «свободной воле» было заменено доктриной жесткого детерминизма - место учения о виновности заняло учение об «опасном состоянии» преступника и его способности приспосабливаться к социальной среде. «Преступная личность» была ядром проблемы, на которой со­средоточилось все внимание исследователей этого направления.

Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и подобно Ч. Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения[4][4].

Сторонники биосоциального направления преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихоло­гической) наукой.

Впоследствии, данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теорией. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «хх», у мужчин – «ху». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «хуу» - 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней хромосомы «у» определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.)

Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада кримино­лога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследова­ниях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней «у» хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрес­сивными наклонностями. Материал заинтересовал криминоло­гов, и во многих странах стали проводиться срав­нительные исследования.

Еще одна теория, получившая развитие в мире - эндокринная теория преступности, связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека[5][5].

Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.