Раннее детство.
23.11.11
Период младенчества.
От 2 месяцев до 1 года.
- Развитие эмоции- дети начинают демонстрировать эмоции страха, горя, страдания, гнева; интерес, радость, удивление и некоторые другие положительные эмоции.
- Если мама пришла встревоженная, то ребенок перенимает мамино состояние и начинает точно также себя вести.
- Реакция заражения - если 1 ребенок плачет, то все дети плачут.
- Эмоциональное развитие – дети боятся фантазий. Дети начинают страдать. Страхи, которые могут привести к неврозу, отклонению – срыв привычного стереотипа поведения, неправильное построение режима дня, неправильные воспитательные приемы, вопросы «нельзя можно» ЗА КАЖДЫМ НЕЛЬЗЯ - ДОЖНО СТОЯТЬ МОЖНО!!!!
- Запреты у членов семьи должны быть одинаковые (все родители должны запрещать одно и то же).
- Общение у детей до 1 года жизни формируется ситуативно- личностное общение (начинается взаимодействие со взрослым человеком); в 6-8 месяцев у ребенка расширяется круг своих и чужих людей; в 7-10 месяцев появляется реакция на новое лицо, дети готовы включаться в игровой контакт .
- Речь начинает формироваться из- за того, что ребенок хочет быть понятым от 1,5 месяцев до 4 месяцев - гуканье, сначала усваиваются гласные звуки, а потом согласные; в 4-6 месяцев – протяжные гласные звуки у детей, начиная с 6,7 и до , 10 начинает формироваться лепет - начинают произносить слоги, цепочки слогов. В 9-10 месяцев начинается автономная речь (к году 5,6- 30 слов). Нужно создавать необходимость живого общения.
- Самосознание. От 3 до 8 – осознание своего тела, с 6 месяцев – подражание окружающим людям, изучение норм поведения, с 8 месяцев формируется внешний образ я, с 8 месяцев дети начинают узнавать себя в зеркале.
- Феномен госпитализма - синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также о ранней его институционализации, причина – недостаток общения, проявляется в потере веса, вялости, апатичности, повышенной сонливости, мышечной… и уходе от контакта с окружающими (фабрики ангелов, Венеция 1888 год, из 2000 детей в живых осталось спустя 20 лет только 7).
Кризис 1 года жизни. Связан с осознанием ребенком своей самостоятельности. Ребенок становится более своенравным. Не нужно требовать от малыша больше, чем он может сделать, нужно уделять ребенку больше времени.
- к 2 годам более 200 слов, к 6 годам 3000 – и более слов.
- Сначала у ребенка идет предметная игра (например, закрывать игрушку платком). До 3-х летнего возраста, затем сюжетно- отобразительная игра. Ребенок наблюдает сферы жизни и начинает делать то же самое, например, кормить куклу.
- Овладение ролями идет ближе к 3 годам, например, игра в семью, игра в доктора, игра в полицейского, игра в магазин, в школу, в погоню и т.п.
- Этапы игры:
1. игра наблюдения
2. параллельная игра (игра рядом, но не вместе)
3. ассоциативная игра
4. игра сотрудничество
5. совместная коллективная игра.
- Страхи: (самые бесстрашные возраста- у девочек 3 года, у мальчиков 4 года), в последствии если страхи не проходят, то они могут перерасти в фобию.
· громких звуков
· места жительства
· страх темноты
· страх быть отвергнутым
- Мышление: ребенок начинает мыслить «в уме», типичные характеристики - эгоцентризм детского мышления, дети воспринимают окружающий мир, как свое продолжение; сенкритизм - смутное, неверное представление о целом, когда все перепутано, без разбора отдельные детали. (особо четко проявляется в возрасте от 3 до 6 лет); несохранение количества вещества (например с пластилином, с водой).
- «Гордость за достижение»- поведенческий комплекс. Если взрослый хвалит ребенка, то у него появляется определенная гордость
- Взрослый- (от 1 до 3) олицетворение социальных ролей. Взрослый выступает как носитель образцов действий и социальных отношений.
- Ребенок начинает понимать: доминирование – подчинение, забота- агрессия.