Гуманистический потенциал информационной культуры

Проблемы выживания человечества в настоящее время тесно связаны с потребностями перехода от техногенной к ноосферной цивилизации, что возможно лишь благодаря научно-технологическому творчеству людей, всестороннему и глубокому познанию мира, учету высших человеческих нравственных идеалов при его преобразовании, ответственности за свою деятельность перед последующими поколениями. Это с необходимостью предполагает развитие навыков информационной культуры. Н.Н.Моисеев по этому поводу писал: «Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей»[12].

В культуре формирующегося глобального общества под воздействием его информатизации происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией, переходом от ориентиров массового потребления к взыскательному в культурном отношении индивидуальному пользованию. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают ее роль в развитии и функционировании общества. Человечество сквозь дремучие заросли социальных противоречий, национальных порабощений, кровавых революций, войн, экономического, политического и культурного угнетения благодаря информационной культуре пробирается к антропогенной цивилизации, где культура гуманизма будет иметь преобладающее значение над политикой, экономикой, наукой и техникой. Эту свою историческую миссию культура может выполнить только в том случае, если она будет использовать те возможности, которые ей предоставляет информационная, и в частности, компьютерная технология. Именно союз культуры и информатики позволяет играть последней огромную роль не только в жизни своих стран, но и на международной арене в условиях начавшейся быстрыми темпами глобализации человеческой жизнедеятельности.

Если социальное влияние информатизации амбивалентно, она может служить как предпосылкой углубления антропологического кризиса, так и основой его преодоления, то информационная культура в целом является необходимым фактором гуманизации культуры. Особенно важен в этом смысле учет ее двух аспектов: технико-технологического и социокультурного.

Информационное общество, идущее на смену индуст­риальному, определяется не только принципиаль­но новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и изменившимся характером взаи­модействия человека, техники и природы. Проис­ходящая социальная переориентация общественного про­изводства, пере­нос центра тяжести на интеллектуальные виды деятельности объективно определяют возрастание гуманистического потенциала в общественной жизни.

1. Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систему мышления компьютеров.

2. Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, использующих компьютерную технику, спутниковую связь, волоконную оптику и другие технологии.

3. Автоматизация и роботизация современного производства дает возможность колоссального количественного и качественного роста материального производства.

Такое возрастание человеческих возможностей в рамках информационной цивилиза­ции требует постоянного совершенствования самого чело­века, его творческих и созидательных способностей. Чело­век становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Масуда полагает, что новые технологии должны повлечь за собой кардинальные изменения в ценностных ориентациях людей. Из узких и эгоистичных они превратятся в такие этические ориентиры, которые будут учитывать интересы всего человечества. Благодаря информатизации всех видов деятельности и возникновению нового интеллектуального человека, утверждает Масуда, современное общество превратится в полицентрическое глобальное общество, основанное на коллективизме и соревновании.

Ценностные установки и проблема ответственности при работе с информациейисследуются в рамках информационной этики. Информационные моральные дилеммы становится особенно важными в «информационном обществе». Уже сейчас информационные технологии затрагивают фундаментальные права человека, касаясь защиты авторских прав, интеллектуальной свободы, ответственности и безопасности. Информационная этика рассматривает проблемы собственности, доступа, безопасности и общности информации.

Вместе с тем, реальная действительность не соответствует этим оптимистическим прогнозам. Усложнение современного общества и усиливающаяся нелинейность его развития делают его все менее безопасным. Возрастает вероятность политических и военных конфликтов, появляются новые формы на­силия, усиливается этнонациональная разобщенность и предубеждения, углубляются социально-экономические противоречия. Это обостряет проблему экзистенциальной безопасности личности, требует переосмысления самого принципа гуманизма и форм его реализации. Один из выдающихся исследователей гу­манизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовые проявления бездуховности, писал: «Одно из двух: или западный мир ока­жется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же Запад погибнет как и многие другие великие цивилизации»[13].

Залогом реализации гуманистического потенциала, заложенного в развитии информационных технологий, является информационная культура. Именно культурой человек восполняет свою природную незавершенность и если природа делает человека индивидом, а общество наделяет человека социальными качествами и формирует его как личность, то культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. А. Печчеи в связи с этим проповедовал необходимость установления Нового Гуманизма, который должен заменить прежние принципы и нормы новыми, соответствовующими требованиям информационного общества, что должно кардинально изменить сегодняшние взгляды и поведение людей. «Революционный характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого целительного гуманизма, - писал А. Печчеи, - ибо только при таком условии он сможет выполнить свои функции – восстановить культурную гармонию человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы»[14].

[1] См.: Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994. - № 4.

[2] См.: Черникова В.Е., Молчанова Е.Н., Климова Л.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества. – Ставрополь, 2007. – С. 17.

 

[3] См.: Негодаев И.А. Информатизация культуры. – Ростов-на-Дону, 2002.

 

[4] Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М., 2000. – С. 450.

[5] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. – М., 1995. – С. 52.

[6] Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. – М,1998. – С. 121.

[7] Шаповалов В.А. Социокультурный потенциал университетского комплекса // Вестник СГУ. – Вып. 27. – 2001. – С. 4.

 

[8] См.: Rapp F. Analytische Technikphilosophie. – Freiburg, 1978.

[9] См.: Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. – М., 2001.

[10] Ленк Х. Размышления о современной технике. - М., 1996. – С. 67.

[11] Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. – Барнаул, 2001. – С. 19-20.

 

[12] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 2000. – С. 21.

[13] Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 373.

[14] Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. – С. 68.