СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Лекция 10

(продолжение)

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ФА САДЯ ОЙ "ЧАСТИ

 

Рабат. Мечеть Хасана

Мечеть строилась халифом ал-Мансуром одновременно с Мединой, по- видимому, в течение всего периода его правления (1184 - 1199 гг.). Ал-Мансур стре­мился затмить постройкой все мечети Магриба и даже Востока. Огромный прямо­угольник здания (139,32 х 83,12 м) по размерам уступает лишь Мутаваккилии в Самарре. Перекрытие опирается на круглые мраморные колонны. Стены здания укреп­лены с трех сторон системой арок-ниш, со стороны киблы - контрфорсами. Декор стен состоял из резного стука.

 

 

 

 

Марракеш. Мечеть Кутубийя

Мечеть Кутубийя в Марракешах - это одна из крупнейших мечетей Магриба: ее 17 нефов занимают в ширину до 92 м. Более толстые крестовидные пилоны выделя­ют соответствующую дворовому фасаду среднюю часть зала. Главное украшение мечети - ее купола. В трансептальном нефе пять сталактитовых куполов перемежа­ются потолками артесонадо, в осевом нефе пять шатров артесонадо. Трансептальный неф и пространство михраба выделены сталактитовыми арками; над крестовыми пи­лонами перекинуты многолопастные арки. Строгая перспектива аркад, чистота ли­ний, собранность декора и непревзойденная красота минарета делают Кутубийю од­ной из вершин архитектуры Магриба.

 

 

Пекин. Храм Неба

Среди алтарных храмов типа «Тань» наиболее выдающимся по своей архитек­туре был храм Неба (1417 - 1421 гг.), расположенный в двух километрах к югу от главных ворот Чженьянмынь с восточной стороны от императорской дороги Лидао. В XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцестояния император возносил молитву небу о богатом урожае и совершал обряд жертвоприношения. В 1420 г. храм Неба состоял из ряда сооружений, поставленных на одной оси север-юг, группы второсте­пенных построек, предназначавшихся для подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с запад­ной и восточной сторон от главных сооружений и парка. По конфигурации террито­рия храма Неба, обнесенная оградой, близка к квадрату.

 

 

Пекин. Запретный город

Запретный город в самом центре Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а простых смертных в эту часть Пекина не допускали. Пекин очень древний город, но Запретный город был выстроен только 1420 г. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. Территория Запретного города лежит на так называемой пекинской оси (север - юг) и окружена широкими рвами и стенами. На входе в комплекс императорского дворца находятся ворота Тяньаньмынь. На противоположной его стороне, на высо­кой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - дворец высшей гармонии.

 

 

Идзумо. Храм Синто

Синтвистское святилище в Идзумо, так называемый Великий холм в Идзумо, находящийся на морском побережье юго-западной части острова Хонсю в префекту­ре Симане, первоначально был сооружен в 550 г., но в течение веков подвергался реставрации и в 1744 г. был реконструирован. Структура здания основана на мест­ных самобытных приемах, применявшихся в то время при постройке обычных жи­лищ. Святилище в Идзумо сооружено из хиноки. Эта простая, почти квадратная в плане постройка, пол которой поднят на высоту около четырех метров, разделена внутри перегородкой на два помещения. Высокая двускатная, слегка изогнутая, крыша покоится на стропилах, которые поддерживаются протонами на восьми мас­сивных столбах. Крыша с выступающими тити покрыта дранкой из коры хиноки.

 

 

Удзи. Храм Феникса

Придворная культура Хэйан нашла свое отражение и в архитектуре X - XI вв. Блестящим примером пышной светской постройки этого времени может служить со­хранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Уд­зи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бедоин в 1053 г. В 1074 г. дво­рец был превращен в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зах птицы Хоо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы Хоо (Феникс) с двумя флигелями «крыльями» и «хвостовой» галереей, здесь уже виден значитель­ный отход от китайских традиций.