Бухгалтерская информация и принятие управленческих решений

Основой разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих результатах.

Для оценки результатов управленческих решений используются, как правило, данные планирования (бюджетирования) и бухгалтерского учета.

В 1970 году Американский институт присяжных бухгалтеров сформулировал функцию БУ: «обеспечить количественную информацию, главным образом финансового характера, о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений».

Многие фирмы создают управленческую информационную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления организацией, при этом БУ является финансовым центром данной системы. (в общей совокупности экономической информации около 2/3 всего объема составляют данные БУ).

Бухгалтерский учет часто называют «азбукой и языком» бизнеса. Он служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими управленческие решения (менеджерами, собственниками и т.п.).

БУ:

1. измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования;

2. обрабатывает данные, сохраняя их до нужного момента, а затем перерабатывает таким образом, чтобы они стали полезной информацией;

3. передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений.

Данные о хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта — вход в систему БУ, а информация для лиц, принимающих решения — выход из нее.

Учетная информация является основой для важных управленческих решений как внутри фирмы, так и вне ее. БУ обеспечивает количественную информацию для реализации трех функций управления: планирования, контроля и оценки.

1. Планирование — процесс формирования порядка действий: постановка цели, изыскание путей ее достижения и выбор наилучшей альтернативы. Бухгалтер должен представить ясный отчет об имеющихся финансовых альтернативах, важна информация о предполагаемой прибыли и потребности в денежных средствах.

2. Контроль -процесс отслеживания фактического выполнения планов, т.е. определение того, насколько действия соответствуют плану. Бухгалтер представляет информацию, которая содержит сопоставление фактических расходов и доходов с плановыми.

3. Оценка —процесс изучения всей системы принятия решений с целью ее улучшения. Важно понять, была ли достигнута поставленная цель. Если нет, то выясняют причины: недостатки планирования, контроля или цель была выбрана неверно.

1.3. Пользователи бухгалтерской информации (см. тему 6, вопрос 3)