Взгляд Канта на философию и историю

Должны ли мы считать историю случайным стечением обстоятельств, или это план природы, ведущий человека на высшую ступень развития. Кант приходит к выводу, что история – не случайное сцепление человеческих действий, это разумное движение, направляемое внутренней целью, стремление к полному и согласному развитию всех способностей человека. Именно такого хода истории придерживается Кант, убеждает нас, что развитие государства таково, что каждое из государств стремится не отставать от другого в области культуры, просвещения, развития искусств и наук, то, что войны делаются более суровыми и более затруднительными, что гражданская свобода расширяется все более и более. То есть Кант говорит, что всемирную историю можно рассматривать как исполнение скрытого плана природы, направленного на установление совершенного государственного устройства, как такого состояния, при котором все способности человека могут получить максимально полное развитие.

Учение Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Умер практически в одночасье от холеры. Основные труды - Философия духа, философия права, феноменология духа, философия истории. Это замечательный итог развития немецкого идеализма. Эта система сложилась как всеохватывающая, обобщающее, оригинальное учение, которое обогатило немецкую классическую философию выдающимися приобретениями. Одно из них – диалектический метод. Суть диалектического закона:

Наше мышление никогда не останавливается на данном положении, а всегда переходит к другому – прямо противоположному, и затем ищет примирение этих двух противоположностей, слияние их в новом высшем единстве. Если изобразить это схематично, получится:

Тезис – антитезис – синтез (синтезис)

Этот диалектический закон – это не только закон мышления, это и закон бытия. Все сущее подчиняется действию этого закона. Гегель по своим философским воззрениям идеалист. Идею и дух он ставит выше материи. Истинную душу всего существующего мира составляет абсолютное начало или абсолютная идея. Наша природа, даже на самом низшем уровне, устроена настолько разумно и целесообразно, что это всегда внушала возможность наличия разумной силу. Эту силу именуют по-разному: мировой разум (Эйнштейн), вселенский дух (разум), Первопричина и так далее. Суть одна: это понятие космического масштаба, это причина самого себя, то, что держит в единстве и гармонии все существующее, что составляет вселенная одухотворённость, что дает смысл нашему существованию, то, что предотвращению мира в хаос. Вся геделевская система состоит из 2 основных частей, соответствующих трем ступеням в развитии абсолютной идеи:

· Логика

· Философия природы

· Философия духа

Система отличается стройностью, гармоничностью, она грандиозна и не имеет аналогов. Эта система охватывает почти все мироздание и всю картину мира, она дает ответы на все вопросы. Определенные издержки здесь есть, иона будет подвергаться критике.

Каждая из этих частей, в свою очередь, включает в себя три раздела: логика состоит из учения о бытии, сущности и понятии; философия природы включает в себя учение о механике, физике и органике; философия духа состоит из учения о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе.

Каждое еще делится. Например, учение о субъективном духе включает в себя антропологию, философию и психологию. И так до бесконечности. Нас интересует учение об объективном духе, потому что с этим связаны понятия общество, государство, права. То есть мы будем проходить лишь учение об объективном духе.

Развитие объективного духа: определяющим началом объективного духа является свобода. И ступень развития объективного духа есть ничто иное как ступень развития свободы. Ступени развития объективного духа:

· Право

· Мораль

· Нравственность

Право есть ничто иное как бытие свободной воли. Это первая ступень развития объективного духа, это есть право, отвлеченное, абстрактное, формальное. Оно лишено всякого конкретного содержания и устанавливает лишь одну возможность свободы. Абстрактное право - это правоспособность личности, это «голая возможность лица, имеющего свободную волю». Если право – есть бытие свободной воли, то права могут быть только у субъектов этой свободной воли, то есть у лиц. Поэтому лицо есть основа права и основное веление права гласит: будь лицом и уважай других как лиц.

Противоположность праву как субъективному началу, определяющему возможное, составляет мораль как объективное начало, определяющее должное. Гегель рассматривает мораль как внутреннее самоопределение воли.

Высшую объединяющую ступень, объединяющую право и мораль, составляет нравственность как синтез права и долга, как действительность свободы, то есть не возможность свободы (как на первой ступени), а ее осуществление, реализация. Нравственность – это осуществление свободной воли в общественных отношениях. Она осуществляется в человеческих союзах – трех общественных союзах:

1) В семье, представляющей единство

2) В гражданском обществе, являющемся в противоположность семье - множеством

3) В государстве, дающем новое, объединяющее это множество единство

Семья есть союз, основанный на отношениях естественных, данных природой. Но сила нравственно юридического начала превращает это естественное соединение полов в союз духовный, образующий одно нравственное лицо. Это духовное единство становится видимым или внешним в детях, составляющих цель этого союза. Дети, став взрослыми и самостоятельными, основывают собственные семейства. Через это между ними устанавливаются отношения иного рода. Несколько семей – это общество. То есть семья на определенной ступени трансформируется в гражданское общество. Общество – это союз людей как самостоятельных единиц, сложная сеть частных отношения, образующих общество, общее начало, господствующее в этой системе есть право, охраняющее труд и собственность каждого. Здесь право уже является положительным законом, которым устанавливаются признаваемые всеми нормы, вследствие чего личность и собственность получают свое законное признание, договор делается нерушимым, а преступление влечет за собой наказание. Все это обеспечивается положительным правом. Однако одного внешнего порядка мало. Внутренняя связь между правом и интересами создается частными союзами или корпорациями. Каждое лицо примыкает к тому или иному сословию, цеху, корпорации, общине. В них находит выражение своих личных интересов, частных целей.

Чтобы поддерживать общую между ними связь, необходим высший надзор во имя единой общей цели, которой должны подчиняться все частные цели. Этот высший надзор принадлежит новому союзу – государству или действительность нравственного духа. Государство – высшая форма человеческих союзов, это завершение диалектического развития объективного духа.

В государстве человек достигает высшего своего назначения, высшее осуществление совей свободы и своего права. Государство – цель сама по себе. Это земной бог. Обожествление государства (культ) у Гегеля дает основание причислять его к теоретикам этатизма. То есть причислять к тем, кто возвышает государство над индивидом и обществом. государство возвышается и над семейством, и над гражданским обществом, хотя частная свобода сохраняет в государстве все сове значение. государство как самостоятельный союз образует свой организм, в котором внутренние различия идеи образуют систему раздельных властей.

Государство – самостоятельный организм, представляет развитие идеи в трех ее различиях через систему раздельных властей. Он существенно расходится с Монтескье в идее разделения властей. Он находит ошибочным признание отдельных властей в государстве независимыми и самостоятельными. Эти власти по Гегелю в силу своей органической связи не распадаются врозь и не ограничивают друг друга как автономные силы, а действуют согласно, как члены единого целого. Хотя он также разделяет три власти, он делает это иначе, чем Монтескье.

Законодательная власть устанавливает общие нормы, общее. Правительственная прилагает эти нормы к отдельным случаям, то есть подводит частное под общее в форме исполнения или суда. И третьей властью, которая является довершением целого и объединяет общее и частное – власть монарха, монархическая (королевская, княжеская). Она представляет собой последнее верховное решение связывает две остальные, то есть примиряет противоположность законодательной и правительственной власти. Эти власти соответствуют трем моментам развития государственной идеи:

1) Общему – законодательная

2) Частному – правительственная

3) Единичному – королевская

Из всех форм правления полное развитие идеи государство представляет собой конституционную монархию. Остальные формы государственного быта относятся к низшим ступеням государственного развития.

 

28.11.2011