Знать основные признаки(атрибуты) государства.

Созданная Олегом держава представляла собой федерацию полугосударственных образований и союзов племен восточных славян. Федерация- ( лат. Укреплять союзом)-С точки зрения характера власти это была раннефеодальная монархия,аналогичная империи Карла Великого в З. Европе. ПРИЗНАКИ: государство не обладало еще полным суверенитетом; государство не выступало еще полным носителем принудительной публичной власти; параллельно с усиливающейся княжеской властью большую роль играли крестьянские общины (миры) по традиции выполнявшие многие административные, судебные, финансовые функции; сосуществовали еще 2 начала публичной власти- монархическое и вечевое республиканское); наличие ополчения, основанного на всеобщем вооружении народа. в Сосуществовало 2 начала публичной власти: монархическое и вечевое (республиканского), княжеской думы и народного вече.

Др. Русь-исторически первый тип гос. управления. Функции управления еще не отделены от функций власти. ФУНКЦИЯ- (лат. Отправление, деятельность)- деятельность, обязанность, работа, назначение.

Монархическое начало- это князь.Во главе Киевской Руси стоял великий князь. Он соединял в своих руках (функции)политическую, высшую административную, законодательную, военную, судебную, дипломатическая, сборы дани (полюдье) и сакральную власть. Особое значение имела законодательная функция князей, опиравшаяся в своей деятельности на обычное право славян или «Закон русский». Ряд статей «Русской Правды» в 11 в. Прямо указывали на то, что они были установлены самими князьями, являлись «судом» княжеским. По тексту «Русской Правды» можно также установить, что князья сами судили уголовные дела, выполняя таким образом и судебные функции.

. Власть Киевского князя усиливалась по мере поглощения власти местных князей, союзов племен, подвластных Киеву. Князь олицетворял единство древнерусского общества, представлял его в сношении с др. соседними народами, защищал от внешних врагов. Киевскому князю подчинялись местные племенные князья, которые по договору находились под рукой великого Киевского князя, а также «старцы»-родоплеменная знать, выполнявшая судебно-административные функции. По договорам и традиции Великий князь имел право сбора полюдья с подвластных земель, а местные князья во время общих походов приводили свои дружины и ополчения. Их организация строилась на основе численной или десятичной системы: тысяцкие, сотские, десятские, которые также выполняли административные функции. Т. е число- это военное образование. Постепенно численная система из собственно военной сферы переносится в сферу административного управления. Вместе с тем для удобств территориально-военной организации («военного учета»), осуществления разверстки и сбора налогов и т.п. территория делится на «сотни», «десятки», т. е. осуществляется определенное административное деление. Руководителям административно-территориальных округов присваиваются звания и титулы десятских, сотских. Первоначальное значение десятичной (численной) системы утрачивается, она приобретает новый смысл в условиях, когда родоплеменные отношения уступают место отношениям территориально-административным.

 

Ряд ученых полагают, что по аналогии с западными славянами на стадии союзов племен знать отделяется от общинников в социальном и имущественном отношениях. В состав элиты начинают включаться племенные дружины, статус и функции которых меняются: они начинают эпизодически осуществлять во внутрисоюзных отношениях насилие как одну из функций власти. В собственном племени князь и дружина оберегали соплеменников, выступали носителями зарождающейся публичной власти. Дружины не были стабильным элементом зарождающейся политической структуры, так как общество еще не обладало ресурсами для ее содержания.

Существовалотождество власти и управления: Киевский князь управлял древнерусским обществом лично с помощью своей администрации-дружины. Эта система власти и управления выросла из периода «военной демократии» с характерной для этого строя вечевыми традициями и общинной формой устройства общественной жизни..

В то же время в отличие от родоплеменного общества Киевский князь уже имел в своем распоряжении постоянный (пока еще личный) аппарат управления в лице дружины, служившей в руках князя как инструмент принуждения и управления,

ДРУЖИНА. Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеренитета-вассалитета, т. е. феодальной зависимости.В родоплеменном обществе дружина если и существовала, то не на постоянной основе, а лишь для одноразового набега на соседей. В руках же киевского князя она стала средством принуждения и управления, взимания дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Это частно-правовой личный союз, построенный на общности очага и хлеба господина со слугами. Сохраняя черты частной личной организации дружина становится центром гос. управления .Княжеско-дружинное управление получило общественное признание и конституировалось в институт, обеспечивавший социально-политическую жизнедеятельность древнерусского общества.

Дружина проживала на княжеском дворе в особом помещении-гриднице и находилась на полном содержании князя. В среде дружинников были значительные различия по положению. Старшая дружина состояла из богатых и знатных людей и носила название «бояр». «мужей». Младшая дружина- наз. Гриди, гридь, отроки, детские, дети боярские. Возраст при этом не имел значения. Отроком мог быть и очень старый человек. Старшая дружина участвовала в совещаниях с князем и ее мнение имело большой вес при первых князьях. Они могли лишь убедить дружину, но не приказывать ей. Из членов дружины состоял в течении долгого времени примитивный аппарат управления. Вместе с дружиной князь ходил в «полюдье»- походы за сбором дани. Постепенно бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. Вассалитетформируется как система отношений с князем сюзереном. Его характерные признаки:договорной характер отношений и экономическая самостоятельность вассала. В 11-12 вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Первоначально дань собиралась главным образом мехами, а в 11 в. уже преобладали деньги. Долгое время дань оставалась ненормированной. Размер ее подчас использовался князем как средство экономического и политического давления на непокорных. Если средств у князя не хватало, население облагалось экстренными поборами. Постепенно дань приобретала во всем государстве характер постоянной податной повинности. Для более или менее регулярного собирания податей были установлены «погосты» и «становища»,т. е. места, куда собирались сборщики и плательщики. Это были по сути административные округа. Были введены также «уставы» и «уроки»- определявшие нормы и места сбора дани. В 11 в. появились особые чиновники по сбору дани- «даньщики». Дань-подать в руках князя и дружинников превращалась в товар и шла главным образом за границу, частью же на вооружение дружины и др. нужды государства. Из числа старших дружинников князь назначал посадниковв отдельные центры своего государства. Посадник представлял собой административную власть: собирал дань, судебные и торговые пошлины, вершил суд. Часть собираемых средств шла на содержание посадника и его дружины. Кроме даней-податей население облагалось и рядом натуральных повинностей (военной и подводной), участвовало в постройке и ремонте укреплений.

С 10-11 в. в Киевской Руси начинает утверждаться практикуемая и раньше Киевскими князьями система кормлений- это исторически первая система местного управления в складывавшемся едином государстве. Ее становление происходило в острой борьбе киевских князей с сепаратизмом местных племенных князей и в конечном счете подготовило окончательную замену родоплеменной организации общества территориальным принципом построения государства. Новым в этой системе было то, что отныне во все крупные города и волости в качестве посадников назначались преимущественно представители династии (Рюрики), которые наделялись правом собирать дань (или часть ее) в свою пользу («кормиться» с должности) без владения самой областью. Если первым русским князьям еще приходилось в упорной борьбе преодолевать рецидивы племенного княжения, то уже Владимир смог без сопротивления посадить своих сыновей во все крупные города Руси.Князь даровал своему вассалу право сбора дани (или части ее) в свою пользу той или иной волости без владения самой волостью. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты.Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного)хозяйства. При князьях и посадниках имелись тиуны-(слуги)агенты, которые ведали различными отраслями вотчинного управления-конюшие, ключники.. выполнявшие различные функции. Обычно тиуны назначались из дворовых слуг князя. Они заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские», или «тиуны дворские». Помимо обязанностей приказчиков, они присутствовали на суде князя или посадника. Нередко они замещали их на суде, т. е выполняли функции судей низшей степени. Существовали и др. должностные лица: мытники-взимающие мыть (торговую пошлину), вирники, собирающие виры (судебные штрафы за убийство человека) и «продажи» (штрафы за др. виды преступлений). Пошлину за продажу лошадей («пятно» собирали пятенщики.

Важным этапом на пути укрепления власти Киева над местными племенами стала проведенная Ольгой после убийства древлянами в 945 г. князя Игоря административно- налоговая реформа, заменившая полюдье систематической уплатой дани (урока) в устроенных специально для этой цели построенных центрах (погостах). Эта реформа имела далеко идущие последствия, так как положила начало формированию княжеской администрации на местах, которая сосредоточивалась в постоянных погостах (своего рода административных округах) и контролировала МУ.

Деятельность княжеской власти и ее представителей на местах еще не вполне заменяла деятельность крестьянских общин-миров,с глубокой древности привыкших выполнять судебные, администр. и финан. функции. Общинные порядки были приспособлены к требованиям государства. Община, например, была обязана разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы), судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян, перераспределение ( разделы) земельных участков между своими членами, индивидуальными хозяйствами, организацию совместного пользования угодьями: выпасами, лесами, водоемами, раскладку общинных и государственных повинностей и податей, контроль за их выполнением. Войско набиралось из населения по мере надобности. Собиралось оно из всех частей Киевского государства. Дружинники обычно были конные, войско-пешее. Оружием должен был снабжать князь.

Совет при князе состоял из бояр и княжих мужей. Договорное начало- вече

(Вече выросло из традиции племенных союзов. Оно приобретает более формализованные черты: для него готовится повестка дня, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц. Полномочия веча: (при участии всех свободных (правоспособных) жителей города и примыкающих поселений (слобод)) Первоначально решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирало князей, суд, вопросы войны и мира, споры. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей»- городского патрициата-старейшин. Постепенно этот круг сужается и у веча остаются функции только высшего управления-призвание и назначение князей, заключение договоров с ними, контроль за управлением, высший суд, вопросы войны и мира, международные договоры, принятие законов. Собиралось лишь от случая к случаю. Текущее управление осуществляли городские и местные общины, сотни и верви, а также княжеская администрация. Деятельность веча в 11-12 вв. значительно отличалась от прежних племенных собраний: в нем принимали участие все свободные граждане Киева или местных центров; с развитием государственных отношений оно становится важным структурным элементом высшего гос. управления. Формально народные веча выполняли представительные функции, а также заключали с князьями специальные договоры (ряды), легитимирующие их властные полномочия (по некоторым сведениям из 50 князей в разное время занимавших киевский стол, 14 были призваны на правление вече). Вече в качестве государственного института неоднозначно оценивается исследователями: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет, совет князя с народом).

Местное самоуправление- жили восточные славяне соседскими территориальными общинами (городскими или сельскими), которые назывались вервь , мир. Русскаягосударственность основывалась на 2-х формах территориальной организации. Городское население составляло городскую общину, которая решала многие вопросы городского управления, налогообложения (податей), распоряжения городским имуществом. Городская община формировала военное ополчение города и судебные органы (если эти вопросы полностью не находились в княжеской юрисдикции). Община- в сельской местности. Традиционно это большая семья, в составе которой под властью домовладыки проживало несколько парных семей с детьми и боковыми родственниками и члены которой совместно вели хозяйство, постепенно распадалась на малые семьи и индивидуальные хозяйственные единицы.

(Община-орган местного крестьянского СМУ. В ее компетенцию входили: земельные переделы, полицейский надзор,(соблюдение общественного порядка), розыск преступников. Община могла нести коллективную ответственность за проступки и преступления, совершенные ее членами (круговая порука), налогово-финансовые вопросы. Как правило, общинная территория включала 1-2 поселения. Волость-конгломерат (сумма) мелких поселений. Административную власть в сельской местности осуществлял присланный князем чиновник- волостель. Незначительные проступки и имущественные споры рассматривались в самой общине на ее собрании- сходе. Там же обсуждались вопросы взаимоотношений с соседями и с гос. властью.Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую они использовали в фискальных, полицейских и административных целях. Гос. власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют дворские, затем приказчик посельский. Однако в Др. Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами и главным ее оппонентом оказалась боярщина-институт, основанный на вотчинном землевладении.

Порядок княжения- великокняжеская власть великого князя в значительной мере носила номинальный характер. Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода. При этом возникала проблема определения самой степени старшинства, а именно: какой критерий важнее: физическое старшинство или старшинство генеалогическое. Киевский князь не мог единолично и по своей воле назначать наследника престола. Не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Поскольку верховная власть принадлежала не отдельному лицу и не семье, а княжескому роду в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл главную роль.